
Клявер-Олейников
За исключением того, что они родились в один день, Илья Олейников и Юрий Стоянов вели совершенно разную жизнь и имели разные характеры.
Илья появился на свет в Кишиневе в неимущей еврейской семье Клявер. Он с сестрой и родителями делил скромное жилище, состоявшее из двух комнат, в другой из которых проживала семья его дяди вместе с бабушкой и дедушкой. Илья не имел возможности учиться в обычной школе, поскольку с ранних лет был вынужден работать, помогая своим родителям, и получал образование по вечерам, но не очень успешно. Именно это и предопределило его дальнейший жизненный путь: для артиста грамотность не являлась обязательным условием, и Илья Клявер поступил в Московское училище циркового и эстрадного искусства.
Затем последовала служба в армии, встреча с Ириной Олейниковой, которая стала для него любовью всей жизни и послужила источником его псевдонима, а также первые выступления на эстраде. Он выбрал для себя артиста разговорного жанра: на сцене он исполнял монологи Семена Альтова, Марьяна Беленького и других авторов, всегда внося в них собственные элементы. Однако настоящая популярность пришла к нему, когда Олейников решил сотрудничать с Романом Казаковым. «Эту фразу, произнесенную с уникальной интонацией, люди до сих пор вспоминают из их выступления. В период наибольшей славы дуэт прекратил свое существование: Роман Казаков умер от онкологического заболевания. Олейников потерял не просто друга, но и талантливого коллеги по сцене, достойного преемника которого он не находил на протяжении многих лет – до появления Юрия Стоянова.
Актер эпизодов
Юрий Стоянов родился в Одессе и с ранних лет проявлял склонность к шуткам и розыгрышам. Однажды он проиллюстрировал школьное сочинение о профессии его родителей рисунком из учебника по гинекологии, поскольку отец был врачом этой специальности. Мать, занимавшая должность заместителя директора школы по воспитательной работе, не раз угрожала сыну, что выкинет его с балкона, расположенного на пятом этаже. «Мамочка, пожалуйста, не отказывайся от меня, ты обязательно будешь мной гордиться!» — сказал Юра, и его слова оказались верными.
Несмотря на то, что начало его театральной карьеры не ознаменовалось выдающимся успехом. После окончания ГИТИСа и поступления на службу в Большой драматический театр имени Товстоногова, Стоянов часто исполнял небольшие роли или персонажей, для которых необходимо было играть на гитаре. Актер с юмором относился к отсутствию востребованности на театральной сцене, полагая, что успех может прийти в кино. Именно на съемках фильма «Анекдоты» произошла важная беседа с Олейниковым.
Основатели «Городка»
Ранее они уже были знакомы, однако особого интереса друг к другу не испытывали. На съемочной площадке их сблизило отношение к незначительным ролям, которые им пришлось сыграть, несмотря на то, что обоим это не нравилось. Стоянов и Олейников нередко уходили вместе на перерывы и делились друг с другом своими переживаниями.
Съемочный процесс осуществлялся в летний период. 10 июля Олейников доставил на съемочную площадку сумку с водкой и угощениями в честь дня рождения. Стоянов прибыл с аналогичным комплектом. «Стоянов поведал, что Илюша моргнул на меня одним глазом, и после этого у него что-то отложилось в памяти. О нас… «Как такое возможно, чтобы в один день? Это должно что-то значить», — постоянно повторял Лелик. Изначально они начали сотрудничать с программой Кирилла Набутова «Адамово яблоко», где вели рубрику. Они отбирали наиболее забавные анекдоты и раз в месяц ставили их на сцене. Когда телеканал «Россия» решил заказать съемки подобной рубрики для собственного эфира, стало ясно, что это может стать основой для отдельного проекта.
Даже после выхода нескольких серий «Городка» Стоянов продолжал воспринимать это как нечто незначительное и не планировал покидать театр. Решение пришло неожиданно: актер увидел распределение ролей в одном из спектаклей, где напротив его фамилии значилось указание: «Выходит Обноскин с гитарой».
В тот же день актер составил заявление об уходе и связался с Олейниковым. «Это отличная идея!», — поддержал он это решение партнера и заверил, что не оставит его в затруднительном положении. Когда актеров начали узнавать на улице, Олейников настоял на совместных поездках с концертами и предложил делить всю прибыль поровну. А в «Городке» Стоянов получал больше – по решению друга. «Стоянов отметил, что в их с ним финансовых отношениях все было четко определено: они всегда делили все поровну, и за все годы существования «Городка» вопросы денег никогда не возникали. По его словам, это большая редкость для телевизионной и концертной индустрии, где обычно встречаются обиженные люди. К тому времени их проект был удостоен трех премий «ТЭФИ», что стало для них заслуженным признанием.
Оба актера по-прежнему стремились к работе в кино, однако их подходы существенно различались. Олейникова, благодаря своей харизме, зритель прочно связал с фильмом «Городок», поэтому он преимущественно снимался в комедийных ролях. Стоянову же удалось проявить себя и в других жанрах – после участия в картине Никиты Михалкова «Двенадцать» раскрылся его драматический потенциал. У каждого из партнеров появились отдельные предложения, однако «Городок» продолжал существовать — пока сохранялось их совместная работа.
Последние годы
Впечатлённый постановкой мюзикла «Чикаго» в Америке, Илья Олейников проникся этим жанром. Он давно мечтал о создании мюзикла в России и, спустя несколько лет, решился на этот шаг. Сам он разработал сюжетную линию и написал музыку, а затем продал квартиры, приобретенные в конце 1990-х для «черного дня», чтобы на вырученные средства заказать изысканные декорации и роскошные костюмы для артистов. Главную роль в «Пророке» исполнил сам Олейников, и мюзикл задумывался как «Притча о блудном веке» с бюджетом в 2,5 миллиона долларов.
Изначально Юрий Стоянов пытался убедить партнера отказаться от рискованного проекта, однако вскоре осознал, что это не принесет результата. Одержимый идеей, Олейников не рассматривал бизнес-план, и опытного продюсера не оказалось под рукой. После нескольких представлений мюзикл пришлось прекратить из-за финансовых потерь. Выглядело это довольно печально. «Илюша совершил рождение этого ребенка. Он возлагал на него свои надежды, он любил его. Однако дитя оказалось нежизнеспособным, и он, его создатель, не мог изменить этой ситуации… Подобное потрясение не могло не сказаться на мужчине. Он стал угрюмым и подавленным», — вспоминал Стоянов.
ерез несколько месяцев на съемках «Городка» у Ильи Олейникова вдруг пропал голос. Осиплость не проходила, и они были вынуждены пригласить другого актера для озвучивания, пока Олейников проходил обследования у фониатра и других врачей.
После постановки диагноза — рак легкого — врачи рекомендовали актеру не прекращать работу. Съемки в фильме «Городок» фактически поддержали его жизнь: несмотря на тяжелое заболевание, он полгода между курсами химиотерапии посещал съемочную площадку и надеялся на улучшение. Юрий Стоянов также надеялся на выздоровление партнера: «В наших беседах не употреблялись слова «опухоль» и «рак». Мы называли это «некое образование». Лечение оказалось успешным, по словам врачей, но очень сложным. Какие страдания ему пришлось пережить, с какой болью он сражался, во что ему это обошлось, чтобы сниматься, знаю только я и те, кто работал на площадке».
В заключение октября 2012 года была завершена съемка очередного выпуска, однако вскоре у Олейникова поднялась температура. Актера направили в больницу, где ему оказали медицинскую помощь. Юрий Стоянов отправился на творческий вечер, но поддерживал связь с семьей своего коллеги. 11 ноября ранним утром сын Денис Клявер прислал сообщение: «Папа умер». После смерти друга и партнера Юрий Стоянов принял единственное верное решение: прекратить существование «Городка». Без него проект был бы нереальным.




