Zorkaya

Сайт для девушек!

Жизнь и творчество Юрия Григоровича: история балетмейстера

Фото: img.freepik.com

Детство и юность Юрия Григоровича

Будущий балетмейстер появился на свет 2 января 1927 года в Ленинграде. Его родители, Николай Евгеньевич и Клавдия Альфредовна, были большими поклонниками балета и с ранних лет привили эту любовь к сыну. Мать балетмейстера даже обучалась в хореографическом училище, но из-за раннего замужества и рождения двоих детей была вынуждена отказаться от профессиональной деятельности. А вот брат его матери, Георгий Розай, был известным артистом Императорской сцены, впоследствии участником Дягилевской антрепризы «Русские сезоны», однако скончался от туберкулеза за десять лет до рождения племянника.

После завершения начального среднего образования Юрий Григорович поступил в Ленинградское хореографическое училище, где его учителями были Алексей Писарев и Борис Шавров. В 1946 году, получив диплом, он был принят в Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова. Благодаря яркому актерскому дарованию ему доверили исполнение характерных и нередко гротескных ролей.

Одновременно с этим он начал ставить спектакли в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. В период с 1947 по 1948 год, в возрасте двадцати лет, он представил балеты «Аистёнок» по тексту Дмитрия Клебанова, «Славянские танцы» под музыку Антонина Дворжака и «Семеро братьев», поставленных на музыку Александра Варламова.

Новое слово в балете

Талант балетмейстера был признан не только в его собственной труппе, но и привлек внимание к его работе над танцами в оперных постановках. В 1957 году ему поручили создание хореографии для балета Сергея Прокофьева «Каменный цветок».

Именно этот спектакль положил начало длительному сотрудничеству балетмейстера и художника-постановщика Симона Вирсаладзе. По словам его племянницы, Григорович регулярно посещал Тбилиси, выбирал музыкальное сопровождение, разрабатывал расположение танцоров на сцене и совместно с Симоном определял, каким образом будут выглядеть декорации, освещение и другие элементы сценического оформления.

В 1961 году Юрий Николаевич занял должность хореографа в Ленинградском театре оперы и балета, где он проработал три года. Затем ему поступило предложение, от которого было невозможно отказаться – возглавить балетную труппу Большого театра. Балеты, созданные им, такие как «Ромео и Джульетта», «Каменный цветок» и «Легенда о любви», вошли в репертуар Большого театра.

Читать:  Снова в суде: сводная сестра Меган Маркл оспаривает иск герцогини

Затем последовали балеты «Щелкунчик» на музыку Чайковского и «Спартак» на музыку Хачатуряна. Композитор Арам Хачатурян назвал хореографа «гениальным, но сложным в общении» в день премьеры балета «Спартак» в Большом театре. Григоровича часто характеризовали как диктатора, который превратил Большой театр в площадку, принадлежащую одному балетмейстеру.

«Юрий Николаевич в интервью отмечал, что в любом начинании необходима дисциплина. Без нее не избежать завершения дела. Особенно это актуально для творческой деятельности, ведь только благодаря слаженной работе можно достичь ощутимых результатов. Он подчеркнул, что стремится поддерживать дисциплину.

В 1970-е годы он осуществил постановки спектаклей «Ангара» по пьесе Андрея Эшпая, оперу «Иван Грозный» Сергея Прокофьева и балет «Золотой век» Дмитрия Шостаковича. В период работы под руководством Юрия Григоровича на сцене Большого театра были представлены балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Дон Кихот», «Баядерка», «Жизель» и «Корсар».

В период с 1985 по 1990 год Григорович распустил из театра группу танцовщиков, достигших пенсионного возраста, среди которых были Марис Лиепа, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Михаил Лавровский и Майя Плисецкая. В 1995 году из-за возникшего разногласия Юрий Николаевич также покинул Большой театр.

«Я сам покинул Большой театр, поскольку не разделял проводимую там политику. Почти пять лет я не посещал Большой театр, не имел к нему никакого отношения и узнавал о событиях, происходивших в нем, лишь из газетных публикаций. Все эти годы я продолжал работать – и в России, и за рубежом, используя время с пользой. Это были значительные проекты. Я выезжал по приглашениям, ставил спектакли в Уфе, Кишиневе, Краснодаре, Минске, Тбилиси», — делился он в интервью. Помимо российских театров, балетмейстер сотрудничал с театрами Таллина, Парижа, Стокгольма, Вены, Рима и Праги.

В начале двухтысячных годов Юрий Николаевич вновь начал сотрудничество с ведущим театром России, взявшись за репетиции спектакля «Лебединое озеро» в современной трактовке. В 2001 году в репертуар Большого театра вернулись балеты «Раймонда», «Легенда о любви», «Щелкунчик», «Золотой век» и «Спартак». Помимо этого, Юрий Григорович работал с артистами «Кремлевского балета» и создал с ними постановки «Корсар», «Иван Грозный» и «Ромео и Джульетта».

Читать:  Причина смерти Елизаветы II стала известна

В начале 2008 года Григорович был приглашён в Большой театр на должность штатного балетмейстера. Спустя три года на обновлённой сцене театра под руководством Юрия Николаевича состоялась триумфальная премьера «Спящей красавицы.

Хореографическая версия «Ивана Грозного», созданная Григоровичем, имела большой успех в 2012 году. В 2016 года осенью маэстро представил новое прочтение произведения Шостаковича «Золотой век».

В конце того же года в Мариинском театре, ранее известном как Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, под руководством Григоровича была представлена новая постановка «Каменного цветка». К премьере подключились сразу две знаменательные даты: 125-летие от дня рождения Сергея Прокофьева и 90-летие хореографа.

Юрий Николаевич посвятил преподаванию многие годы. С 1974 года в течение пятнадцати лет он занимал должность профессора Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова. В 1988 году Григорович возглавил кафедру и стал профессором Московской хореографической академии. С 1975 по 1985 годы Юрий Николаевич руководил Комитетом танца при Международном институте театра. В настоящее время он является почетным президентом этой организации.

В конце 80-х годов маэстро занял пост президента Ассоциации хореографов, объединяющей известных деятелей искусства из разных стран мира. В 1990-х Григорович возглавил фонд «Русский балет» и стал руководителем программы «Benois de la danse», поддерживаемой ЮНЕСКО. Эта организация ежегодно вручает престижные награды для работников театра и балета.

Юрий Николаевич занимает пост председателя судейской коллегии Московского Международного конкурса танцовщиков и неизменно руководит ею. Кроме того, российского эксперта регулярно приглашают в состав жюри конкурсов танцевального мастерства в Болгарии, Финляндии, США и Японии.

Личная жизнь Юрия Григоровича

Первой супругой Юрия Григоровича, по факту, стала балерина Алла Яковлевна Шелест. Она была старше его на восемь лет. На протяжении некоторого времени они работали вместе в Ленинградском театре и испытывали счастье. Однако после того, как Григорович переехал в Москву, их отношения прекратились.

Читать:  Необычный жест королевы: история поцелуя Елизаветы II и беглого преступника

Наталья Бессмертнова, единственная официально признанная жена Юрия Григоровича, была балериной. Еще до знакомства с Григоровичем, в 1963 году, она вступила в брак с инженером. После каждого выступления муж ждал Бессмертнову у входа с цветами и провожал её до дома.

Начиная с 1966 года, Наталия Бессмертнова и Юрий Григорович начали тесное сотрудничество и вскоре испытали чувства друг к другу. По словам Наталии, в театре мало кто верил, что их союз просуществует больше года. Осенью 1968 года они заключили брак. Наталия и Юрий были не только любящими супругами, но и людьми, разделяющими общие взгляды, и многие годы работали вместе в театре. Безусловно, в театре распространялись слухи о том, что Григорович, ради своей жены, ущемляет интересы других артистов (в том числе и Майи Плисецкой!), однако он сам часто заявлял, что ставит спектакли не для супруги, а для талантливой балерины Бессмертновой.

Они прожили вместе четыре десятилетия в полном взаимопонимании. В их браке не было детей. В феврале 2008 года Наталию Бессмертнову не стало; незадолго до этого ей диагностировали онкологическое заболевание. Юрий Григорович тяжело переносил утрату любимой супруги. По его словам, Наталия была для него поддержкой и в жизненных, и в профессиональных вопросах. Чтобы справиться с горем, он продолжал работать долгие годы после её смерти.

«Безусловно, возраст не остановить, и я это признаю, — заявил Григорович в интервью. — Мой дед, итальянец по происхождению, любил шутить: «Все умрут, и я, возможно». Поэтому необходимо сохранять любопытство к жизни и выбранной сфере деятельности, не ограничиваться домашним очагом, а постоянно быть вовлеченным в работу».

Выдающемуся балетмейстеру было 98 лет.

Похожие статьи
Галерея постов