Звезды

Гала, супруга Сальвадора Дали, родилась в Казани

Фото: img.freepik.com

Праздник на всю жизнь

Гала – так названная первым мужем Елены, поэтом Полем Элюаром, имя, означающее «праздник». Оно ей к лицу, как идеально подобранный наряд. Дали называл свою жену «сияющей, словно морская гладь». Многие биографы Дали полагают, что Гала оказала негативное влияние на его творчество, превратив гения в инструмент для получения прибыли. Однако возможно, что она и была той выдающейся женщиной, которая, согласно распространенной поговорке, стоит за каждым великим мужчиной.

Застенчивая и упорная

Елена Дьяконова появилась на свет в 1894 году в Казани. Ее отцом был обычный служащий, в то время как ее мать, Антонина, обладала превосходным образованием и издавала детские книги, являясь центром артистической и литературной жизни Казани. Антонина придавала большое значение качественному образованию детей, и Лена начала изучать французский язык уже в возрасте семи лет. В десятилетнем возрасте девочка потеряла отца, после чего ее мать вышла замуж за московского адвоката.

В московской гимназии Лена училась вместе с Мариной и Анастасией Цветаевыми. Марина описывала будущую Галю как изящную, высокую, упрямую и стеснительную девушку с темными ресницами, настолько длинными, что на них можно было бы разместить две спички. Ее узкие карие глаза, слегка приплюснутые к переносице, придавали лицу необычный и привлекательный вид, на который хотелось постоянно возвращаться.

Гала вскоре определила свое предназначение – стать музой, вдохновлявшей мужчин на создание стихов, писем и картин. Своего первого гения она встретила в Швейцарии, в санатории, где проходила лечение от туберкулеза. Гала росла слабой и болезненной девочкой, поэтому в семнадцать лет ее семья отправила ее в Швейцарию. Там же находился начинающий поэт, писавший под псевдонимом Поль Элюар. Спустя пять лет они заключили брак, и у Галы родилась дочь Сесиль. Девочка в основном росла у бабушки, а редкие встречи и прогулки с матерью она впоследствии вспоминала как особенное событие.

В Гале была какая-то необычная привлекательность, что-то похожее на магнетизм. Она не обладала классической внешностью, но ее лицо словно излучало свет. Мужчин тянуло к ней. Кроме того, она одевалась очень интересно и изысканно – в богемных кругах ее признавали иконой стиля.

Поль и Макс

Поль увлекся фотографией и постоянно снимал свою жену обнаженной. Он находил в ней воплощение совершенной, абсолютной красоты. Они были счастливы, молоды и красивы, а их любовь не налагала ограничений на свободу: существовало соглашение, позволявшее каждому из них иметь небольшой роман на стороне.

В 1921 году Гала начала позировать Максу Эрнсту, и между ними вскоре вспыхнул роман. Поль Элюар также хорошо относился к Максу, считая его единомышленником. Их представления о жизни и искусстве были полностью идентичны, что и послужило основой для крепкой, искренней братской дружбы. Макс, Гала и Поль стали жить вместе, и они не стремились скрывать свои отношения. Этот союз мог бы продлиться до конца жизни одного из участников, однако в ночном клубе Элюар познакомился с молодым художником Сальвадором Дали. К этому моменту Элюар вступил в Коммунистическую партию и выпустил выдающийся сборник стихов «Град скорби», который получил признание во всем мире. В Сальвадоре он увидел личность, которая, возможно, даже превосходила его в таланте.

Дали сразу же предложил Полю с женой посетить его в испанской деревушке. Элюар с радостью принял приглашение, поскольку был очарован новым знакомым и постоянно рассказывал о нем Гале.

Позднее Гала удивлялась: «Ему, казалось, было важно, чтобы я оказалась в его объятиях, хотя я никогда его не видела».

Похищение Музы

Тогда Сальвадору Дали было всего 25 лет. Он проживал в прекрасном белом доме, который живописно контрастировал с черным гравием. Вокруг царила атмосфера цветущего сада, море романтично шумело. Чтобы произвести на Галу незабываемое впечатление, Дали покрасил подмышки в синий цвет, нанёс на себя свой эксцентричный парфюм (лаванда, козлиный помет и рыбный клей) и вставил герань за ухо. Так он подготовился, а затем увидел Галу в окно: доброжелательную и спокойную, излучающую уверенность в себе. Она предстала перед ним как королева. Дали почувствовал стыд за свою юношескую неопытность, поспешил помыться и даже надел пиджак.

Сальвадор уже осознавал свою любовь к этой женщине. Она же сразу же оценила его талант.

сейчас читают

Из этой испанской деревушки Элюар покинул один. Гала осталась с Сальвадором. В качестве возмещения Дали создал портрет поэта: «Я ощущал, что должен был запечатлеть образ поэта, с Олимпа, откуда я взял одну из муз».

Половинки

Гала и Дали больше не расставались. Они сыграли свадьбу и даже обвенчались, когда Гала наконец-то развелась с Элюаром. Дали испытывал болезненный страх перед интимной близостью, и Гала была единственным человеком, которому он позволял к себе прикасаться. Поначалу их совместной жизни было непросто. Гала заставляла Дали работать с гораздо большей интенсивностью, чем самые неталантливые художники, полагающиеся на усердие и трудолюбие; в сложные периоды она сама шила себе наряды, но они не отступали. Гала почувствовала облегчение лишь тогда, когда превратила Сальвадора в миллионера.

Она была настолько близка к нему, что художник ощущал ее как неотъемлемую часть себя, и даже подписывал свои работы: «Гала – Сальвадор Дали». Она обладала способностью превращать каждую новую картину Дали в сенсацию и умело направляла его карьеру. Если картины переставали пользоваться успехом, она предлагала ему заняться моделированием одежды, оформлением витрин, созданием декораций для фильмов Хичкока и даже для мультфильмов Диснея.

Гала всегда безошибочно определяла необходимые действия, а Дали опережал окружающих, формировал тенденции и устанавливал стандарты. Многие полагают, что даже сюжеты для картин Сальвадора разрабатывала Гала. Именно она настояла на переезде в Америку, считая, что только там он получит заслуженное признание: для этого необходимо постоянно провоцировать общественность и превращать каждое появление в представление.

Несмотря на стремление к коммерческому успеху, Гала не была, как утверждали в прессе, «алчной валькирией» или «стервой». Ее отношение к Дали носило в значительной степени материнский характер, хотя она и была старше его на одиннадцать лет. Гала заботилась о Сальвадоре больше, чем о собственной дочери. А Дали, рано осиротевший, был этому только благоволил.

Лидия, сестра Гали, поведала о произошедшем:

«Гала заботится о Дали, как о маленьком ребенке: она читает ему перед сном, заставляет принимать нужные лекарства, помогает разобраться с ночными кошмарами и терпеливо избавляет его от неуверенности. Дали швырнул часами в очередного посетителя — Гала подбегает к нему с успокоительными каплями, чтобы предотвратить приступ».

В 1948 году Дали и Гала вернулись в Испанию, поскольку Дали тяжело переживал разлуку с родными местами. К тому времени они достигли всего, что планировали: обрели известность и благосостояние. Однако Гала не могла смириться с процессом старения и утратой былого внимания мужчин. Она отчаянно боролась с возрастом, выбирая в качестве партнеров все более молодых мужчин. Ей было свойственно дарить этим юношам автомобили, недвижимость и даже работы Дали, но взамен получала лишь призрачные надежды. Лишь Дали продолжал восхищаться ею, для него она оставалась «золотцем». Он никогда не осуждал ее увлечения, не возражал и сейчас, главное – чтобы Гала чувствовала себя счастливой.

Мы не покинем друг друга

Сальвадор преподнес Гале замок Пуболь, где она и провела последние годы своей жизни. Дали имел возможность посещать ее только с ее согласия. В возрасте 88 лет она получила перелом шейки бедра, и после нескольких дней, проведенных в больнице, скончалась. Гала не боялась смерти:

— День моей смерти станет самым счастливым в жизни, — произнесла она, так и не примирившись со своим старением, с болезнями и физической слабостью.

Дали прожил без нее еще семь лет. Он часто вспоминал их первую встречу, когда Гала приехала к нему с первым мужем, и всего через несколько часов после знакомства она пообещала: «Мой маленький мальчик, мы никогда не расстанемся».

Гала оставила его. Впервые она поступила с ним неверно.