
Праздник на всю жизнь
Гала – так назвал Елену ее первый муж, поэт Поль Элюар, и это имя означало «праздник». Оно ей очень шло, подобно удачному наряду. Дали называл свою жену «блестящей, словно морская гладь». Многие биографы Дали полагают, что Гала оказала негативное влияние на его творчество, превратив гения в инструмент для извлечения прибыли. Однако, возможно, она и была той самой выдающейся женщиной, которая, согласно распространенному высказыванию, стоит за каждым великим мужчиной.
Застенчивая и упорная
Елена Дьяконова появилась на свет в 1894 году в Казани. Ее отец работал на скромной должности, в то время как ее мать, Антонина, обладала прекрасным образованием и издавала детские книги, являясь центром артистической и литературной жизни Казани. Антонина придавала большое значение качественному образованию для детей, и Лена начала изучать французский язык уже в возрасте семи лет. Когда девочке исполнилось десять лет, отец скончался, после чего ее мать вышла замуж за московского адвоката.
В московской гимназии Лена училась вместе с Мариной и Анастасией Цветаевыми. Марина впоследствии вспоминала о будущей Гале, представляя ее как невысокую, с длинными ногами, упрямую и скромную девушку с темными ресницами, настолько длинными, что на них можно было бы разместить две спички. Ее карие глаза, слегка прищуренные к вискам, придавали лицу необычный и манящий вид, на который не хотелось отрывать взгляд.
Гала вскоре определила свое предназначение – стать музой, вдохновлявшей мужчин на создание стихов, писем и картин. Первого гения она встретила в Швейцарии, в санатории, где проходила лечение от туберкулеза. Гала была болезненным и слабым ребенком, поэтому в семнадцать лет ее отправили в Швейцарию. Там же проходил лечение начинающий поэт, скрывавшийся под псевдонимом Поль Элюар. Спустя пять лет они связали себя узами брака, и у Галы родилась дочь Сесиль. Девочка в основном росла с бабушкой, а редкие встречи с матерью запомнились ей как особенное событие.
В Гале была особая привлекательность, ту самую черту, которую раньше называли магнетизмом. Она не обладала классической внешностью, однако создавалось впечатление, что ее лицо излучает свет. Мужчин тянуло к ней. К тому же, она одевалась очень интересно и изысканно – в богемных кругах ее признавали иконой стиля.
Поль и Макс
Поль увлекся фотографией и постоянно снимал свою жену без одежды. Он считал ее воплощением совершенной, абсолютной красоты. Они были счастливы, молоды и красивы, а их любовь давала им ощущение свободы: существовало соглашение, позволявшее каждому из них иметь легкий роман на стороне.
В 1921 году Гала начала позировать художнику Максу Эрнсту, и вскоре между ними завязались романтические отношения. Поль Элюар также хорошо относился к Максу, считая его близким по духу. Их представления о жизни и искусстве были полностью идентичны, что и послужило основой для крепкой, искренней братской дружбы. Макс, Гала и Поль стали жить вместе, и не стремились скрывать свои отношения. Вероятно, этот союз мог бы продлиться всю жизнь одного из участников, однако в ночном клубе Элюар познакомился с молодым художником Сальвадором Дали. К этому моменту Элюар вступил в Коммунистическую партию и выпустил выдающийся сборник стихов «Град скорби». Его талант был признан во всем мире. В Сальвадоре он увидел человека, который, возможно, даже превосходит его в таланте.
Дали сразу же предложил Полю с супругой посетить его в испанской деревушке. Элюар с радостью принял приглашение, поскольку был очарован новым знакомым и постоянно рассказывал о нем Гале.
Позднее Гала выразила удивление: «Казалось, он специально подталкивал меня к нему, хотя я никогда его не видела».
Похищение Музы
Тогда Сальвадору Дали было всего 25 лет. Он обитал в прекрасном белом доме, который живописным образом контрастировал с черным гравием. Вокруг царила цветочная роскошь, море романтично шумело. Чтобы произвести на Галу незабываемое впечатление, Дали окрасил подмышки в синий цвет, нанес на себя свой экстравагантный парфюм (лаванда, козлиный помет и рыбный клей) и воткнул герань за ухо. Таким образом он подготовился, а затем увидел Галу в окно: доброжелательно спокойную, излучающую безграничную уверенность в себе. Она предстала перед ним как королева. Дали почувствовал стыд за свою юношескую неопытность, быстро помылся и даже надел пиджак.
Сальвадор уже осознавал свою любовь к этой женщине. Она же сразу оценила его талант.
Из этой испанской деревушки Элюар покинул один. Гала осталась с Сальвадором. В качестве возмещения Дали создал портрет поэта: «Я ощущал, что обязан зафиксировать облик поэта, чью одну из муз я сорвал с Олимпа».
Половинки
Гала и Дали больше не расставались. Они заключили брак и даже обвенчались, когда Гала, наконец, развелась с Элюаром. Дали испытывал патологический страх перед интимной близостью, и Гала была единственным человеком, которому он позволял прикасаться к себе. Вначале их совместная жизнь была нелегкой. Гала заставляла Дали трудиться в разы больше, чем самые неприметные художники, рассчитывающие на успех благодаря усердию, а не таланту; в трудные моменты она сама изготавливала себе наряды, но они не сдавались. Гала почувствовала удовлетворение только тогда, когда превратила Сальвадора в миллионера.
Она была настолько близка к нему, что художник воспринимал ее как неотъемлемую часть себя и подписывал свои работы: «Гала – Сальвадор Дали». Она обладала способностью превращать каждую новую картину Дали в сенсацию и успешно управляла его творческой деятельностью. Если картины переставали находить отклик у публики, она предлагала ему заняться дизайном одежды, оформлением витрин, создавать декорации для фильмов Хичкока и даже для мультфильмов Диснея.
Гала всегда безошибочно определяла необходимые действия, а Дали предвосхищал других, задавал тенденции, определял стиль. Многие полагают, что даже сюжеты для картин Сальвадора придумывала Гала. Именно она убедила его в необходимости переезда в Америку, где, по ее мнению, он получит настоящее признание. Для этого требовалось активно привлекать внимание публики, превращая каждое свое появление в эффектное представление.
Несмотря на стремление к коммерческому успеху, Гала не являлась, как утверждали в прессе, «алчной валькирией» или «стервой». Ее отношения с Дали были во многом основаны на материнской заботе, хотя она и была старше его на одиннадцать лет. Гала проявляла больше заботы о Сальвадоре, чем о собственной дочери. А Дали, рано осиротевший, только приветствовал это.
Лидия, сестра Гали, поведала о произошедшем:
«Гала заботилась о Дали, как о маленьком ребенке: читала ему перед сном, убеждала принимать нужные лекарства, помогала справляться с ночными кошмарами и с огромным терпением избавляла его от неуверенности. Дали однажды бросил часы в гостя, и Гала тут же подбежала с успокоительным средством, опасаясь приступа».
В 1948 году Дали с Галой вернулись в Испанию, так как Дали очень тосковал по родным местам. К тому времени они достигли всего, что желали: приобрели известность и состоялись в финансовом плане. Однако Гала не смирилась с процессом старения и потерей былой привлекательности для мужчин. Она боролась с возрастом, выбирая в качестве партнеров все более молодых мужчин. Этим юношам она щедро дарила автомобили, недвижимость и даже произведения искусства, принадлежавшие мужу, но взамен получала лишь обманчивые надежды. Только Дали продолжал восхищаться ею, для него она оставалась «золотцем». Он никогда не осуждал ее увлечения, и сейчас не возражал против них — главное, чтобы Гала была счастлива.
Мы не покинем друг друга
Сальвадор преподнес Гале замок Пуболь, где она и прожила последние годы. Дали имел право посещать ее только с ее согласия. В возрасте 88 лет она получила перелом шейки бедра и скончалась после нескольких дней, проведенных в больнице. Гала не боялась смерти:
— День моей смерти станет самым счастливым в моей жизни, — произносила она, так и не поборов в себе неприятие старости, болезней и немощи.
Дали прожил без нее еще семь лет. Он часто вспоминал их первую встречу, когда Гала приехала к нему вместе с первым мужем, и всего через несколько часов после знакомства она сказала: «Мой маленький мальчик, мы никогда не расстанемся».
Гала оставила его. Впервые она поступила с ним неверно.




