
Зелёный фургон
В Одессе, пережившей революцию, Женя Катаев, впоследствии известный под псевдонимом Петров (чтобы избежать путаницы со старшим братом, Валентином Катаевым), занимал должность инспектора уголовного розыска. Недавно окончивший гимназию, он был убежден в скорой гибели. «Я полагал, что мне осталось жить всего три, четыре дня, ну, самое большое, неделя. Я свыкся с этой мыслью и никогда не строил никаких планов. Я не сомневался, что должен умереть ради благополучия грядущих поколений».
Если бы Евгению предсказали, что он вскоре станет писателем, добившимся мировой известности, он был бы крайне удивлен. Впереди его ждала слава, признание, семейное счастье, поездки, а также романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», и, конечно, псевдоним Евгений Петров.
Его жизнь до этого момента была полна опасностей и тревог. Однажды на него напали грабители. Евгений открыл дверь на чердак и застыл на месте – главарь банды целился прямо в него. Среди преступников он узнал своего одноклассника, перспективного футболиста из Одессы Сашу Козачинского. Козачинский не произвел выстрел в приятеля – он сдался. В дальнейшем Евгений приложил усилия, чтобы смертную казнь для Козачинского заменили на лишение свободы.
Выйдя на свободу, Козачинского перевез в Москву Петров, уже работавший в газете «Гудок». Так Козачинский приобрел известность и стал влиятельным экономическим журналистом, написавшим свою единственную повесть «Зеленый фургон». Внимательные читатели без труда распознали в молодом начальнике милиции Володе Патрикееве Евгения Петрова, а в Красавчике – самого Козачинского. Повесть неоднократно переиздавалась, а в 1983 году Одесская киностудия экранизировала ее, создав замечательный фильм с Дмитрием Харатьяном в главной роли.
Бутырка
Валентин Катаев переживал за младшего брата и перевёз его в Москву. Евгений прибыл, но не проявил никакого интереса к писательской или журналистской деятельности. К удивлению окружающих, он неожиданно поступил на должность надзирателя в известную тюрьму Бутырка.
Валентину Петровича это приводило в ярость: «Мой родной брат, выросший в интеллигентной семье, сын преподавателя, серебряный медалист Новороссийского университета, внук генерал-майора и вятского соборного протоиерея, правнук героя Отечественной войны 1812 года, служившего в войсках Кутузова, Багратиона, Ланжерона, атамана Платова, получившего четырнадцать ранений при взятии Дрездена и Гамбурга! Почти еще ребенок, этот юноша будет обязан служить в Бутырках за двадцать рублей в месяц, выполняя функцию открытия больничных камер ключами и нося на груди бляху с номером!»
Катаев не отступал от брата, пока тот не создал свой первый фельетон. Евгений получил за него вознаграждение в размере 30 рублей, изменил свое представление о литературном труде и выбрал профессию журналиста. Затем он встретил Ильфа, и в Советском Союзе появился талантливый писательский дуэт Ильф и Петров.
С первого взгляда Ильф и Петров казались совершенно непохожими: один – молчаливый и насмешливый, другой – веселый и добродушный. Однако их объединяло главное: высокая порядочность, душевная чистота и старомодные представления о взаимоотношениях с женщинами.
Девочка-кукла
Валя Грюнзайд была дочерью известного московского купца, занимавшегося торговлей чаем. Семья проживала в доме, расположенном возле Чистых прудов, и тринадцатилетняя девочка нередко сидела на подоконнике в компании красивой куклы. Юрий Олеша однажды заметил Валю и пообещал создать сказку, в которой будут героиня и ее кукла.
Первоначально книга «Три толстяка» была посвящена Валентине Леонидовне Грюгзайд. Однако к моменту публикации Валя, обладательница «овала лица, напоминающего полотно французского художника», уже являлась невестой Евгения Петрова.
Петров стремился завоевать Валю, делая все возможное, чтобы показать искренность своих чувств. В Москве 1929 года подобное поведение уже не считалось обычным, однако он познакомился с родителями девушки, приглашал ее на спектакли, водил в кафе и провожал домой на извозчике. Вале исполнилось 18 лет только после их свадьбы.
Переехали в коммунальную квартиру в Кропоткинский переулок, известную как «Воронья слободка», вместе с бабушкой без определенного места жительства, бывшим князем, ныне трудящимся Востока и другими персонажами, напоминающими героев «Двенадцати стульев». В семье Петровых появился на свет сын Петя. Илья, получивший имя в честь Ильфа, родился уже в доме кооператива для писателей.
Валентина являлась образцовой женой и замечательной матерью, посвящавшей себя нуждам супруга, детей и внуков. Интересно, что оба сына Перовых в детстве не проявляли особых талантов, однако впоследствии стали лауреатами Государственной премии. Петр Катаев стал известным кинооператором, создавшим такие фильмы, как «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе» и «Шла собака по роялю». Илья Катаев написал музыку к фильмам «У озера», «Любить человека», «Миллион в брачной корзине» и к сериалу «День за днём».
Жизнь после смерти
Ильф скончался от туберкулеза в 1939 году, что стало тяжелым ударом для Петрова. У Петрова была своя неразрешенная проблема со смертью: в последние годы с ним постоянно происходили неприятности, он должен был погибнуть, но чудесным образом выживал. В период Великой Отечественной войны военный корреспондент Петров неизменно оказывался в самых рискованных зонах. На упреки жены, что другие писатели находились не на фронте, а в эвакуации со своими семьями, он отвечал:
«Я понимаю, что вам сейчас непросто. Однако вам необходимо принять тот факт, что вы теперь самостоятельны и должны сами отстаивать будущее детей и собственное. Осознайте, что я постоянно нахожусь в зоне боевых действий…».
Переноси страдания с мужеством… Лучше существовать в неблагополучии, чем иметь мужа, ведущего себя недостойно. Если ты не можешь осознать это, тогда мне остается лишь один выход — покончить с собой…»
Второго июля 1942 года, возвращаясь из осажденного Севастополя в Москву, фронтовой корреспондент Евгений Петров погиб в авиационной катастрофе. Ему было 38 лет. Остальные пассажиры выжили. В тот же день на его московский адрес поступило странное письмо.
Конверт
Считается, что эта история — апокриф, поскольку нет никаких доказательств ее соответствия действительности. Тем не менее, рассказ получил широкое распространение в интернете и стал частью полулегендарной биографии писателя. Увлекался Петров сбором конвертов с заграничными почтовыми штемпелями. Он разработал оригинальный метод их получения: отправлял корреспонденцию в различные страны, адресованную вымышленным лицам, проживающим в несуществующих городах. Письма неизменно возвращались отправителю, снабженные штемпелями и привлекательными иностранскими почтовыми знаками. Лишь одно письмо не было возвращено – оно отправилось в Новую Зеландию, по фиктивному адресу: Хайдбердвилл, улица Райтбич, дом 7, Мерилу Оджину Уэйзли.
В день кончины Петрова писатель придумал для него письмо, которое пришло от реального человека – Мерила. В нем Мерил рассуждал о событиях Второй мировой войны, выражал восхищение героизмом советских воинов и предостерегал Петрова. В письме содержались такие слова: «Помнишь, Евгений, я тревожился, когда ты начал плавать в озере. Вода была очень холодной. Но ты говорил, что тебе предстоит погибнуть в авиакатастрофе, а не утонуть. Умоляю тебя, будь внимательнее – летайте как можно реже».
Существовала даже киноадаптация этой легендарной истории, в которой Кевина Спейси сыграл главную роль.
Валентина Леонтьевна Петрова пережила своего супруга на полвека и после этого не вступила в повторный брак. Она продолжала носить обручальное кольцо с небольшим бриллиантом, которое когда-то подарил ей муж.




