
Ледяной драйв / The Ice Road (2021 год)
Тонкий, тающий лед. Масса грузовика составляет 33 тонны. Движение по замерзшей поверхности океана допустимо только при соблюдении определенной скорости, так как остановка или разгон чреваты фатальными последствиями. Именно такую задачу выполняет колонна грузовиков под руководством опытного водителя Майка. Только они способны вызволить людей из обрушившейся алмазной шахты. Однако ни трескающийся под колёсами лёд, ни мощная снежная буря не сопоставимы с опасностью, которая их подстерегает.
Фильм создан режиссером и сценаристом Джонатаном Хенсли, ранее работавшим над такими проектами, как «Армагеддон», «Крепкий орешек 3», «Джуманджи» и «Приключения молодого Индианы Джонса». В актерском составе – обладатель номинации на премию «Оскар» Лиам Нисон («Список Шиндлера», «Пассажир», «Бэтмен: Начало», «Реальная любовь», «К-19», «Банды Нью-Йорка», «Star Wars: Эпизод 1 – Скрытая угроза»), номинированный на премию «Оскар» Лоренс Фишберн («Матрица», «Таинственная река», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости») и Холт Маккэллани («Бойцовский клуб», «Военный ныряльщик», «Чудо на Гудзоне», «Охотник за разумом»).
«Невозможное» (2012): Противостояние воды и семейных ценностей
В преддверии Нового года 2005 года английская семья (в составе Наоми Уоттс и Юэна Макгрегора) отправилась в Таиланд, где оказалась в зоне действия мощного землетрясения. За землетрясением последовало цунами, которое привело к гибели более трёхсот тысяч человек. Фильм Хуана Антонио Байоны («Приют»), основанный на реальных событиях, представляет собой невероятно тревожную картину, превращающую борьбу за выживание в настоящий боди-хоррор, где неумолимая стихия искажает человеческие тела до неузнаваемости. Разрушительная волна разделила семью главных героев и заставила их бороться не только за собственное существование, но и за сохранение единства.
«Во власти стихии» (2018) и «Не угаснет надежда» (2014): ощущение одиночества в водной среде
Действие этих двух фильмов происходит вдали от берега, посреди океана. В первом из них девушка-авантюристка Тами (Шейлин Вудли) оказывается на яхте со своим новым возлюбленным (Сэм Клафлин) в сложной ситуации: шторм Реймонд повредил судно, лишив героев возможности связаться с внешним миром и ориентироваться. Это, безусловно, фильм о выживании, но не ужасов – скорее любовная история, осложненная необходимостью дрейфовать в открытом море, а Тами предстоит превратиться из принцессы в спасительницу своего бородатого принца, который пострадал от стихии. Дополняют картину впечатляющие кадры, снятые трехкратным обладателем премии «Оскар» оператором Робертом Ричардсоном. К слову, фильм основан на реальных событиях.
«Не угаснет надежда» – и вовсе фильм одного актёра: титан кино Роберт Редфорд в роли безымянного «нашего человека» (буквально – «Our Man» в титрах) оказывается посреди недружелюбной воды в яхте с пробоиной. Каждая секунда работает на ухудшение и без того непростой ситуации, и режиссёр ловко фиксирует процесс одинокого выживания человека. Это, в некотором роде, кино действия, буквального – слов здесь почти нет, но всё понятно и без них. Не нужно даже разговоров о прошлом протагониста – у него всё написано на сильном и мужественном лице.
«Неотправленное письмо» (1959) и «Дело храбрых»: это действительно впечатляющие работы!
«Неотправленное письмо» – выдающийся, и, что особенно прискорбно, почти забытый шедевр Михаила Калатозова и Сергея Урусевского, создателей фильма «Летят журавли». Эта работа значительно превосходит все ранее увиденные фильмы о пожарах. Переживания геологов, оказавшихся в огненной сибирской тайге и вынужденных противостоять неукротимому пламени, запечатлены и исполнены с такой искренней безысходностью, что и сегодня служат эталоном для подражания. Поговаривают, что Урусевский намеренно обворачивал свой ватник и камеру асбестом, чтобы проникнуть в самое сердце бедствия – таким образом, «эффект присутствия» гарантирован в полной мере. Фильм претендовал на получение Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля.
Существует и более умеренный американский подход, который, однако, касается уже не геологов, а пожарных. «Дело храбрых» основан на реальных событиях и наверняка был настольным фильмом для Алексея Нужного, когда он снимал недавно вышедший фильм «Огонь». История отряда «горячих голов», заброшенных с топорами и водой в самое сердце страшного лесного пожара, замешана на реальных событиях и пробирает не только натуралистичностью (огонь тут самый что ни на есть реальный), но и симфонией человеческих судеб, вынужденных спасать и выживать в сражении с безликим злом.
«Затерянные во льдах» (2018): понижаем градус
Когда зрители обращаются к фильмам о выживании, чтобы убедиться в безграничных возможностях человеческого духа, первая работа Джо Пенны способна поразить даже самого искушенного кинозрителя. Пилот, в исполнении Мадса Миккельсена, оказался в арктической пустыне и вынужден отчаянно бороться за существование – как свое собственное, так и жизнь девушки, получившей тяжелые ранения. «Затерянные во льдах» – это напряженный и захватывающий фильм, где герои сталкиваются с суровой действительностью: снежные бури, горные вершины, голод и дикие животные испытывают их на прочность.
«Спитак» (2018) и «Землетрясение» (2016): два фильма, посвященные одному и тому же землетрясению
Два фильма, фильмы «Спитак», созданный Александром Коттом («Брестская крепость», «Ёлки 2»), и «Землетрясение» – работа Сарика Андреасяна («Мамы», «Непрощенный», сериал «Чикатило»), вышедшие практически одновременно, предлагают различные способы осмысления трагедии.
«Спитак» – это камерная драма, повествующая о последствиях разрушительного землетрясения 1988 года: армянин возвращается на свою родину, когда Спитак уже погребен под обломками, и начинает поиски своей семьи. Ужас произошедшей трагедии чувствуется в каждом заледеневшем камне, в тревожной тишине, которая наполняет воздух, и в редких криках людей, заблокированных под завалами.
«Землетрясение» предлагает совсем иной подход: это размашистая, наполненная спецэффектами, местами весьма зрелищная картина, создающая не личный, а коллективный портрет трагедии. Несколько сюжетных линий, связанных поисками выживших в руинах Спитака, соединяются в пронзительную, нещадно давящую на психику зрителя мелодраму, буквально выжимая слёзы. В чём отличие между двумя картинами? Первая пытается передать внутренний ужас, вторая гонится за внешним. Но обе смотрятся с замиранием дыхания.




