
Мужчины в жизни Елены Прокловой

«Звонят, откройте дверь», 1965 год
Фильм Александра Митты, повествующий о первой любви пятиклассницы, оказался дебютной работой для одиннадцатилетней Елены Прокловой. В центре сюжета – школьница Таня, которая испытывает чувства к пионервожатому Петру, на пять лет старшему ей. Чтобы добиться его внимания, девочка начинает активно заниматься общественной деятельностью. Поскольку роль влюбленной девочки являлась ключевой, Митта приложил максимум усилий в поисках актрисы, способной правдоподобно воплотить этот образ на экране. Режиссер потратил несколько месяцев, просмотрев около 11 тысяч девочек, но не смог найти подходящую кандидатуру. Пока второй режиссер фильма, дедушка Елены Виктор Проклов, не предложил внучку для прослушивания.
Во время съемок Лена трудилась наравне со всеми остальными, стойко преодолевая все трудности. Однако иногда детские черты все же проявлялись. Было время, когда она никак не могла сосредоточиться, чтобы выполнить сцену, в которой ее героиня, Таня, наблюдала за свиданием Пети с другой девушкой. Актрисе предстояло изобразить рыдание, сидя на лестнице в подъезде. Но у нее не получалось, Лену охватил смех. Тогда дед сказал ей: «Ты что, маленькая негодяйка? Двадцать взрослых людей собрались вокруг тебя и ожидают, когда ты соберешься. Если ты не хочешь быть частью команды, уходи отсюда!» После этого Лена плакала несколько дублей подряд.
Во время съемок этого фильма Елена, как ни странно, пережила те же эмоции, что и ее персонаж влюбилась в 24-летнего актера Сергея Никоненко, который играл Петра : «Я чувствовала себя как героиня, и для меня тогда эти понятия были неразрывно связаны – я воплощала любовь, и в итоге я действительно влюбилась». К слову, за эту роль в 1965 году на творческой конференции «Мосфильма» юную Лену Проклову признали лучшей актрисой года.
«Снежная королева», 1966 год
Именно так стартовала первая киноработа Лены Прокловой. Вскоре режиссер Геннадий Казанский предложил двенадцатилетней школьнице исполнить роль Герды в экранизации сказки «Снежная королева». Актриса с теплотой вспоминает: «Я отчетливо помню эти съемки, когда необходимо было ездить в карете! Мне подкатывали карету, и я ехала в ней по городу к месту съемок. Передать словами ощущения, которые я испытывала, невозможно. Это было настоящее чудо, настоящая сказка».
В действительности ситуация складывалась куда менее оптимистично. Гораздо позже Елена Проклова рассказала, что стала на съемках этого фильма объектом сексуальных домогательств : «Костюмерная располагалась в подвале. Приходилось каждый раз спускаться туда и переодеваться. Каждый раз, когда я заходила в подвал, меня встречал сотрудник съёмочной группы. Ему было около среднего возраста. Он хвата́л меня за интимные места».
Хотя бабушка была рядом, юная актриса не нашла в себе смелости поделиться с ней своими переживаниями. По словам актрисы, эти воспоминания о детстве долгое время мучили ее, и, как она призналась, пережитая в детстве травма так и не отпустила ее.
«Гори, гори моя звезда», 1969 год
Для съемок этого фильма Александр Митта привлек звездных актеров: Олега Табакова, Евгения Леонова, Олега Ефремова, Леонида Куравлева, Микаэлу Дроздовскую и Елену Проклову, которой на тот момент исполнилось 16 лет.
Елена Проклова часто вспоминала работу на этой съемочной площадке. В одном из интервью она отметила, что была поражена мастерством Олега Табакова. Актер был старше ее на 18 лет, состоял в браке и воспитывал сына. Елена рассказывала: «Однажды он посетил моих родителей, просил меня выйти за него, говорил о безумной любви и ждал моего совершеннолетия, чтобы развестись с женой и сделать меня своей супругой. Родители потребовали от меня очень серьезный и тревожный разговор… Он предлагал стать либо его женой, либо его любовницей, говорил, что не может без этого жить, что ему тяжело, он испытывает боль». В 2021 году Елена поделилась информацией о жестких домогательствах «знаменитого актера», которые произошли примерно в то же время.
В семнадцать лет Елена после этой роли выходит замуж за режиссера-документалиста Виталия Мелик-Карамова. По словам актрисы, причиной этого решения стало желание прекратить отношения с Табаковым.
«Сентиментальный роман», 1976 год
Елену пригласили на роль в фильме Игоря Масленникова, когда она уже окончила Школу-студию МХАТ. Молодым актером, ставшем ее партнером по площадке, был Николай Денисов. Его персонаж (Шура Себастьянов) влюбляется в героиню Прокловой (Зою). По словам актера, он не мог предположить, что события фильма впоследствии найдут отражение в его собственной жизни. В то время как они с Еленой изображали любовь на съемочной площадке, Денисов сам не заметил, как его захватили искренние чувства к актрисе. Они оказались настолько сильными, что Николай чувствовал себя неловко рядом с возлюбленной, пытался скрыть свои эмоции от коллег и постоянно выдавал себя.
У Елены в тот период времени разворачивались отношения с другим человеком. С известным и обаятельным Олегом Янковским. Как рассказала позже актриса: «Впервые мы встретились в буфете. Он взглянул на меня и произнес: «Это невероятно, должно быть, судьба». Позже я выяснила, что он так говорит каждой девушке, с которой хочет завязать знакомство. Я парировала: «Сомневаюсь», и направилась к столику. В дальнейшем он рассказывал, что был задет за его самолюбие: он привык, что женщины сразу проявляют интерес… Во время поездки обратно в Москву выяснилось, что мы с ним оказались в купе одни — он настоял на том, чтобы наши билеты были забронированы вместе».
По словам самой актрисы, роман с Олегом Янковским, который на тот момент также был женат, продолжался два года. Однако, этой паре не удалось быть вместе. После того, как Елена забеременела от актера, она приняла решение прервать беременность. Звезда рассказывала: «Я сделала это 2 сентября, в день своего рождения. Это был самый трудный день рождения в моей жизни. Он стоял под окном и умолял меня не делать этого, но я твердо решила, что этого не может быть… Видя, как он любит, я решила внезапно разорвать отношения».
«Будьте моим мужем», 1981
Еще одним известным актером, с которым Елене Прокловой довелось работать на съемочной площадке, был Андрей Миронов. Он настоял на том, чтобы режиссер фильма Аллу Сурикову пригласили на главную роль. Эта комедия, созданная в Сочи, вошла в число самых известных картин советского кинематографа, привлекши 32 миллиона зрителей в год премьеры. Однако, события, происходившие во время съемок, вряд ли можно было назвать комедийными, поскольку на площадке царила напряженная атмосфера.
По словам Аллы Суриковой, между Мироновым и Прокловой с самого начала возникло взаимное влечение, которое она охарактеризовала как «теоретический секс» — настолько они хорошо понимали друг друга, что им не потребовалось изображать влюбленных.
Прошло немало времени, и Елена Проклова поделилась воспоминаниями об этом романе: «Андрюша Миронов проявлял настойчивость в своих ухаживаниях, и это вызвало у меня взаимную симпатию». Однако и этот актер состоял в браке, причем давно и официально. Интуиция жены актера, Ларисы Голубкиной, не подвела ее. Она прилетела в Сочи и посетила съемочную площадку.
Именно это событие стало причиной завершения их служебных отношений. Особенно учитывая, что в то же время у Прокловой зародился роман с художником-декоратором Александром Адамовичем, который ради неё оставил жену и двоих детей. Елена делилась: «Я испытала к нему более сильные чувства. Для вас Миронов – любимец публики, а для меня он был одним из моих поклонников. Что тут можно сделать: появился такой Адамович, я увлеклась, потеряла голову и сообщила Миронову: «Андрей, прошу прощения, это закончилось».