
«Звонят, откройте дверь», 1965 год
Фильм Александра Митты, повествующий о первой любви пятиклассницы, оказался дебютной работой для 11-летней Елены Прокловой. В центре сюжета – ученица пятого класса Таня, которая испытывает чувства к пионервожатому Петру, на пять лет ее старшему. Чтобы завоевать его внимание, школьница начинает активно заниматься общественной деятельностью. Поскольку роль влюбленной девочки была ключевой, Митта приложил максимум усилий для поиска актрисы, способной убедительно воплотить этот образ на экране. Он потратил несколько месяцев на поиски, просмотрев приблизительно 11 тысяч девочек, но ни одна из них не соответствовала его требованиям. Лишь второй режиссер фильма, дедушка Елены Виктор Проклов, представил внучку на пробы.
На съемочной площадке Лена трудилась вместе со взрослыми актерами, стойко преодолевая все трудности. Однако, порой, детские черты проявлялись. Было время, когда она не могла сосредоточиться, чтобы отыграть эпизод, в котором ее героиня Таня стала свидетельницей встречи Пети с другой девушкой. Ей предстояло изобразить рыдание, сидя на лестнице подъезда. Но у нее не выходило, Лену охватывал смех. Тогда дед обратился к ней: «Ты что, маленькая негодяй? Двадцать взрослых людей собрались вокруг тебя и ожидают, когда ты приведешь себя в порядок. Если ты не хочешь быть частью команды, уходи отсюда!» После этого Лена плакала в течение нескольких дублей.
Во время работы над этим фильмом Елена, как ни странно, столкнулась с теми же переживаниями, что и ее персонаж влюбилась в 24-летнего актера Сергея Никоненко, который играл Петра : «Я ощущала влюбленность, как героиня, и для меня тогда эти понятия совпадали – я изображала эту любовь, поэтому и испытала ее». К слову, за эту роль в 1965 году на творческой конференции «Мосфильма» юную Лену Проклову признали лучшей актрисой года.
«Снежная королева», 1966 год
Именно так стартовала первая киноработа Лены Прокловой. Вскоре режиссер Геннадий Казанский предложил двенадцатилетней школьнице исполнить роль Герды в экранизации сказки «Снежная королева». По словам актрисы: «Я отчетливо помню эти моменты, когда необходимо было ездить в карете! Мне подвозили карету, и я путешествовала на ней по городу к месту съемок. Передать словами ощущения от этого я не могу. Это было настоящее чудо, настоящая сказка».
В действительности ситуация складывалась не так оптимистично. Гораздо позже Елена Проклова поделилась, что стала на съемках этого фильма объектом сексуальных домогательств : «Костюмерная располагалась в подвале. Приходилось каждый раз спускаться туда и переодеваться. Каждый раз у входа в подвал меня встречал человек из съемочной группы. Ему было средних лет. Он хвата́л меня за интимные места».
Хотя бабушка была рядом с юной актрисой, девочка не смогла поделиться с ней переживаниями. Эти детские воспоминания долгое время беспокоили актрису — по ее словам, пережитая в детстве травма оставила глубокий след в ее жизни.
«Гори, гори моя звезда», 1969 год
Для съемок этого фильма Александр Митта привлек актеров, ставших впоследствии легендами: Олега Табакова, Евгения Леонова, Олега Ефремова, Леонида Куравлева, Микаэлу Дроздовскую и Елену Проклову, которой на тот момент исполнилось 16 лет.
Елена Проклова часто вспоминала работу на этой съемочной площадке. В одном из интервью она отметила, что была поражена мастерством Олега Табакова. Актер был старше ее на 18 лет, состоял в браке и воспитывал сына. Елена вспоминала: «Однажды он пришел к моим родителям, просил моей руки, заявлял о безумной любви ко мне и ожидания моего совершеннолетия, говорил о намерении развестись с женой и сделать меня своей супругой. Родители потребовали от меня очень серьезный и тревожный разговор… Он настаивал на том, чтобы я стала то его женой, то любовницей, говорил, что не может обходиться без этого, что испытывает душевную боль». В 2021 году Елена поведала о жестких домогательствах «знаменитого актера», которые произошли примерно в то же время.
В семнадцать лет Елена после этой роли выходит замуж за режиссера-документалиста Виталия Мелик-Карамова. По словам актрисы, причиной этого решения стало желание прекратить отношения с Табаковым.
«Сентиментальный роман», 1976 год
Елену пригласили на роль в фильме Игоря Масленникова, когда она уже окончила Школу-студию МХАТ. Молодым актером Николаем Денисовым, чей персонаж (Шура Себастьянов) влюбляется в героиню Прокловой (Зою), стал ее коллега по площадке. По словам актера, он не мог предположить, что события, описанные в сценарии, впоследствии произойдут и в его собственной жизни. Во время съемок, когда они с Еленой изображали любовь, Денисов не сразу осознал, что его захватили настоящие чувства к партнерше. Они оказались настолько интенсивными, что Николаю было непросто находиться рядом с возлюбленной, он пытался скрыть свои эмоции от коллег и постоянно выдавал себя.
В то время у Елены зародился еще один роман. С известным и обаятельным Олегом Янковским. Как рассказала позже актриса: «Впервые мы встретились в буфете. Он посмотрел на меня и произнес: «Какая потрясающая встреча, это судьба». Позже я выяснила, что он так говорит каждой девушке, которую хочет привлечь. Я ответила ему: «Не думаю», и направилась к столику. Позднее он признавался, что был задет чувствами: он привык к тому, что женщины сразу проявляют интерес… Когда мы возвращались в Москву, оказалось, что мы с ним оказались в купе вдвоем — он настоял на том, чтобы нам выделили места вместе».
По словам самой актрисы, роман с Олегом Янковским, который на тот момент также был женат, продолжался два года. Однако этой паре не удалось быть вместе. Когда Елена забеременела от актера, она приняла решение прервать беременность. Звезда рассказывала: «Я сделала это 2 сентября, в день моего рождения. Это был самый сложный день рождения в моей жизни. Он стоял под окном и умолял меня не делать этого, но я твердо решила, что этого не произойдет… Видя его любовь, я решила внезапно разорвать отношения».
«Будьте моим мужем», 1981
Еще одним известным актером, с которым Елене Прокловой довелось работать, был Андрей Миронов. Он настоял на том, чтобы режиссер фильма Аллу Сурикову пригласила Елену на одну из главных ролей. Эта комедия, созданная в Сочи, вошла в число наиболее любимых зрителей картин советского кинематографа – при выходе фильма на экраны его увидело 32 миллиона человек. Однако, то, что происходило во время съемок, вряд ли можно было назвать веселым процессом, поскольку на площадке разворачивались весьма напряженные события.
Алла Сурикова заметила, что между Мироновым и Прокловой с самого начала возникло взаимное влечение, как она сама описала: царила атмосфера «теоретической любви» — им не потребовалось изображать влюбленных.
Прошло немало времени, и Елена Проклова поделилась воспоминаниями об этом романе: «Андрюша Миронов проявлял настойчивость в ухаживаниях, и это вызвало у меня взаимность». Однако и этот актер состоял в давно и крепком браке. И у его супруги, актрисы Ларисы Голубкиной, сработала женская интуиция. Она прилетела в Сочи и явилась на съемочную площадку.
Именно это событие стало причиной завершения их служебного романа. Особенно учитывая, что в то же время у Прокловой зародился роман с художником-декоратором Александром Адамовичем, который ради актрисы оставил свою жену и двоих детей. Елена отмечала: «Я испытывала к нему более сильные чувства. Для вас Миронов – идол, а для меня он был одним из моих поклонников. Что тут можно сделать: появился такой Адамович, я увлеклась, потеряла голову и сказала Миронову: «Андрей, прошу прощения, это все, точка».




