
Почему персонажи из «Белоснежке» вызывают дискомфорт

В 1978 году японский робототехник и инженер Масахиро Мори изучал эмоциональную реакцию людей на роботов. Первоначально эта реакция была вполне ожидаемой: чем больше робот напоминал человека, тем более привлекательным он представлялся. Уровень симпатии возрастал. Однако впоследствии наблюдалось необычное снижение.
В большинстве случаев антропоморфные особенности, присущие машинам, не связаны с их работоспособностью. Тем не менее, они могут быть полезны для решения, например, задач по предотвращению вандализма. Возьмем робота-доставщика от Яндекса – когда машина, имеющая признаки, напоминающие человеческого ребенка, пытается пробраться вместе с вами к светофору, её действия воспринимаются как робкие (хотя на самом деле они просто аккуратные), и вы, испытывая умиление, пропускаете её вперед. Если бы такой робот застрял в сугробе, ему пришли бы на помощь со всех сторон: спасаем малыша! Представьте, что этот робот выглядел бы как непрозрачная коробка на колесах. Даже если бы вы испытывали те же самые чувства, что и раньше, они бы не возникли. Разработчики не случайно придали машине привлекательный, человечный облик, чтобы люди воспринимали её как свою и не подвергали вандализму.
Как объясняется обращение восприятия зрителя в противоположную сторону с увеличением антропоморфизма? Что является причиной резкого падения графика, получившего название «эффект зловещей долины»? Почему возникает ощущение тревоги, если мы стремимся создать максимально реалистичное подобие человека?
Когда персонажу придают человеческие черты в упрощенном или несколько преувеличенном виде, мы считаем это приемлемым условным приемом. В качестве примера можно вспомнить мультяшных героев, которые выглядят как люди, однако их пропорции сильно отличаются: чрезмерно длинные ноги, большие глаза, выдающаяся худоба. В целом, все похоже, но мы осознаем, что это условный, нереальный образ – это мультяшные персонажи. Однако, если персонаж выглядит «слишком» реалистичным, может возникнуть нежелательный эффект. Наша симпатия к нему резко снижается, и мы ощущаем, что с героем «что-то не так».
Как правило, режиссеры и художники используют этот эффект осознанно. Они знают, как вызвать чувство страха, слегка изменив или наоборот, уменьшив степень схожести. Наше восприятие существ, подобных зомби, также формируется под воздействием этого эффекта. Кажется, что перед нами обычный человек, однако неестественные движения, странный взгляд, неряшливые волосы… Вспоминается, к примеру, девочка из фильма «Звонок.
Иногда «эффект зловещей долины» проявляется неожиданно, возникая там, где его не предвидели. Ощущение легкой (а порой и сильной) тревоги знакомо всем, кто наблюдал видео, созданные нейросетью. Искусственные персонажи могут казаться очень реалистичными, но вдруг – неожиданно поворачивают голову в сторону, а тело остается неподвижным. Даже если анатомия в кадре выглядит вполне нормальной, всё равно время от времени мелькает что-то странное, дикое, комичное.
При изучении феномена «жуткого» и попытках понять, что вызывает у нас отвращение и страх, Фрейд пришел к выводу, что ощущение жути возникает не от встречи с чем-то незнакомым и чуждым, а, наоборот, с тем, что нам хорошо известно. С тем, что знакомо, но не совсем так, как должно быть. Он опирался на работу психиатра Эрнста Йенча, который анализировал рассказ Гофмана «Песочный человек». Слишком реалистичная кукла Олимпия в этом рассказе вызывала у читателей чувство жути. Это соответствовало одной из ситуаций, которые Фрейд считал потенциально жуткими: когда живое обладает признаками неживого, и наоборот.
В диснеевской версии «Белоснежки» изначально планировалось задействовать живых актеров с карликовостью, то есть с дварфизмом. В Голливуде достаточно людей, соответствующих этому признаку, в том числе Питер Динклейдж, известный актер, снявшийся в сериале «Игра престолов». Именно он сделал заявление о том, что изображение гномов в исполнении людей с карликовостью – это оскорбительный стереотип, который ограничивает возможности талантливых актеров, навечно закрепляя их в образе комичного карлика, сказочного персонажа. В его словах есть доля правды: людям с дварфизмом пока не отводится роли в фильмах, посвященных реалистичной жизни, а предлагаемые образы либо сказочные, либо весьма необычные. Компания Дисней не стала оспаривать позицию Динклейджа и объявила о том, что гномов создадут аниматоры.
Но другие актеры были реальными людьми. Что же тогда пришлось сделать студии? Создать образы гномов, максимально приближенные к человеческим, реалистичные. При этом необходимо было сохранить их сказочность. И при этом отойти от образа гномов, сыгранных людьми с дварфизмом. И при этом… В общем, у них, очевидно, не получилось. И это, к сожалению, выглядит несколько пугающе. Киножурналистка Татьяна Шорохова в своей рецензии на «Белоснежку» предположила, что это именно она — «зловещая долина».
Безусловно, можно было бы объяснить все «неудачной анимацией». Однако это не объясняет всего. В конце концов, у всех разные вкусы. «Поток» подвергался критике за «убогую, плоскую анимацию», что, разумеется, являлось субъективным мнением, и эффект, который мультфильм произвел на зрителей, говорит о многом. А с гномами, все же, не только анимация была проблемой. Вы уже видели это? Вы согласны?