
«Врач, что делать с нашим малышом?»

Сегодня мы отвечаем на наиболее часто задаваемые вопросы о воспитании детей, которые вы присылаете нам в своих письмах доктор-психотерапевт Монта Василевская.
«Как нам, родителям, реагировать на то, что 3-летний ребенок каждую ночь под утро приходит к нам в кровать? Что это означает? И почему, когда он ночует у бабушки, то никуда не ходит и спит в своей кроватке до самого утра? Мария, г. Рига».
— Ребенок обращается к вам в поисках заслуженного внимания, стремясь занять место между матерью и отцом и ощутить себя центром мироздания. Дайте ему возможность ненадолго побыть на руках у родителей, а затем нежно верните в кроватку. К бабушке он не ходит, поскольку бабушка, как правило, спит отдельно, а не с дедушкой, и он воспринимает ее как полностью принадлежащую ему.
«Я жду ребенка, в нашей семье скоро появится малыш. Как лучше всего объяснить это нашему старшему ребенку 4-летнему сыну, чтобы он подружился с младшим? Как растить детей дружными, чтобы они любили и гордились друг другом, защищали и приходили друг другу на помощь? Оксана, г. Вентспилс».
— Маме во время разговоров со старшим ребенком важно акцентировать внимание на том, что первое время после рождения братика или сестрички она будет уделять новорожденному значительное внимание. Это не связано с его превосходством, а обусловлено его полной зависимостью и уязвимостью. Стоит откровенно говорить старшему ребенку: младенец не сразу станет интересным, хорошим человеком и надежным другом, а лишь спустя несколько лет. Родители нередко обещают: «У тебя появится братик, и вы будете дружить и играть». После рождения младшего ребенок замечает, что этот малыш криклив, беспомощен и совершенно непригоден для игр и общения. И тогда у него возникает обида на родителей, которые ввели его в заблуждение, и неприязнь к новорожденному.
Если вы стремитесь к тому, чтобы ваши дети хорошо ладили, не обязывайте старшего ребенка убирать за младшим и присматривать за ним. Важно помнить, что это ваш ребенок, а не его, вы родили его для себя и должны самостоятельно справляться с заботой о нем. Ни в коем случае не заставляйте старшего делиться своими вещами с младшим. У старшего ребенка есть полное право на личную собственность и частную жизнь, он не обязан отдавать младшему свои игрушки, даже если они ему больше не нужны, не обязан пускать его в свою комнату и присматривать за ним в ваше отсутствие. Если старший ребенок проявляет желание вам помочь, поблагодарите его за это, но не расстраивайтесь, если он не делает этого. Помните: ваш 3–4 летний ребенок с рождением брата или сестры остался все тем же 3–4-несмотря на свой возраст, он не стал взрослее внезапно, относитесь к нему с пониманием и добротой, и в спокойной обстановке, без какого-либо давления, ваши дети непременно привяжутся друг к другу.
«Что отвечать 3-летнему ребенку, когда он не верит, что родился из маминого живота, а говорит, что его купили в магазине? Как вообще рассказывать про то, откуда и как он взялся? Кристина, 25 лет».
— Стоит приобрести одну из ярких детских энциклопедий для самых маленьких и наглядно показать, как он находился у мамы в животе. Книга удобна тем, что ребенок видит иллюстрации, ему легче задавать вопросы, а вам – давать ответы, соответствующие его возрастной способности к пониманию. Если он не принимает, что появился на свет «из живота», — это его право. В случае возникновения сомнений, он снова обратится за разъяснениями.
«Что и как отвечать 3-летнему малышу, который не хочет идти в садик? Чем для него мотивировать необходимость ходить в детский сад? Валентина, г. Рига».
— Родителям необходимо определить, соответствует ли этот детский сад их ожиданиям, и для этого стоит пообщаться с воспитателем. Если садик вам по каким-то причинам не нравится, тотчас же забирайте оттуда малыша и переводите в другой. Уверились в том, что сад в порядке? Вспомните, не возражал ли кто-то из членов семьи против садика (слишком озабоченная бабушка, экзальтированная тетушка и т. п.): дети очень чутко улавливают настроение взрослых, читают чувства, стоящие за словами, и могут воспринять отрицательное отношение к садику значимых для них людей. Если вы нашли источник негативного отношения — попросите этого человека проявить лояльность и похвалить детский сад. Родители часто спрашивают, чем мотивировать для ребенка тот или иной свой поступок. Правдой надо его мотивировать! У вас же есть причины отправить ребенка в сад? Вот и скажите ему, какие это причины. Дети в 3–4 года понимают куда больше, чем мы думаем. А самое плохое, что можно заявить: «Маме (папе) тоже не нравится на работу ходить, но она (он) же ходит!» — это внушит ребенку острое нежелание взрослеть.
«Так ли критично придерживаться принципа полного отсутствия шлепков, даже если ребенок проявляет крайнюю степень непослушания, не повышать голос и избегать срывов на него? А если ты все-таки накричала и сорвалась, как себя вести, когда он обижается? Как наказывать за непослушание в 4-летнем возрасте? Маргарита, 30 лет».
— Разграничим два понятия: «срыв» и «наказание». Срываемся мы не по своей воле, когда наши нервы не выдерживают, и тогда мы преследуем ребенка с криком «ну попадись мне только!» и шлепаем. Наказание же предполагает создание системы взысканий. В этом случае руководствуется разумом, а не эмоциями. Когда мы срываемся, мы теряем самообладание, и ребенок видит, что причинил родителю сильное огорчение и расстройство. Когда же мы наказываем, мы осознанно берем на себя роль карателя и ставим своего ребенка в положение жертвы.
Если ваша цель – воспитать ребенка, склонного к послушанию, применяйте систему наказаний. Если же вы стремитесь вырастить счастливого ребенка, воздержитесь от наказаний. Но как правильно действовать? Демонстрируйте свое неодобрение его нежелательного поведения: выражайте, что вы расстроены и раздражены, избегайте физического контакта, не читайте сказки на ночь, не проводите время рядом и не совершайте совместные прогулки. Для ребенка этого будет достаточно. Если вы поспешно применили физическое наказание или грубо высказали ему замечание, принесите извинения и объясните свою оплошность. Если вы часто теряете самообладание, не обвиняйте ребенка, а проанализируйте состояние собственной нервной системы.
«Стоит ли читать ребенку перед сном книгу или лучше рассказывать сказки, придумывая их на ходу, и напевать колыбельные? Вероника Павловна, бабушка».
— Занимайтесь тем, в чём вы наиболее компетентны и что приносит вам наибольшее удовольствие. Наибольшее значение имеет взаимодействие и установление эмоциональной связи.
«Как действовать родителям, когда ребенок начинает грызть ногти, сосать пальчик, мочиться в постель, бояться засыпать в одиночестве, бояться темноты, заикаться, оставаться одному дома или проявлять другие подобные поведения? Ведь это может случиться с любым малышом мамочек-подруг из Даугавпилса».
— Прежде всего, определите, какие проблемы существуют в вашем доме. Все перечисленные ранее признаки указывают на выраженный стресс у ребенка. Стресс не возникает без причины. В большинстве случаев 3–4 летного малыша тревожит обстановка в семье — может быть, родители ссорятся, или к нему самому разные родственники предъявляют массу требований. Если вам самом в голову ничего не приходит, проконсультируйтесь у профессионала. Но учтите, что услышанная вами правда о ваших трудностях может вам не понравиться. Но вам обязательно посоветуют, как помочь малышу преодолеть стресс.
«Как вести себя, когда ребенок слишком глубоко погружается в мир сказок и задает вопросы вроде: «Посетит ли меня Карлсон, если я поставлю для него на подоконнике две банки варенья?» или «Почему Винни-Пуху можно ходить в лес без родителей, а мне нельзя?» Жанна, г. Рига».
— Важно помочь ребенку понять разницу между вымышленным миром сказок и реальной жизнью, чтобы он не воспринимал их как одно и то же. То, что вам кажется очаровательной детской наивностью, может стать препятствием для его полноценного развития.