
Как Данелия и Леонов обсуждали зарплату

Георгий Данелия – выдающийся советский режиссёр, чьи фильмы до сих пор пользуются огромной популярностью и породили множество цитат. «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Афоня», «Тридцать три», «Не горюй!», «Слёзы капали», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза» — каждый его фильм выделяется насыщенной палитрой образов и настроений, где комедийные моменты переплетаются с лирикой и даже трагизмом. В своих книгах «Безбилетный пассажир» и «Тостуемый пьет до дна» Георгий Данелия вспоминал необычные случаи, связанные с зарплатой актёров.
В 1965 году на экраны вышла комедия «Тридцать три», где главную роль исполнил Евгений Леонов. В центре сюжета – стоматолог, сделавший неожиданное открытие: у одного из его пациентов оказалось 33 зуб. Режиссёр обратился к Леонову, который на тот момент получал зарплату по второй категории, но артист согласился на съёмки только при оплате по первой. Для утверждения таких изменений требовалось разрешение Госкино. Георгий Данелия подумывал о поиске другого исполнителя, но сначала посетил спектакль с участием Евгения Леонова и был настолько впечатлён его игрой, что согласился повысить гонорар. Однако наутро режиссёру позвонил Евгений Леонов, извинился и сказал, что прочёл сценарий «Тридцать три» и готов сниматься даже бесплатно.
За два года до описанных событий Георгию Данелия довелось затрагивать с актёром деликатный вопрос о гонораре. Первым опытом урегулирования конфликтной ситуации для режиссёра стал инцидент с Никитой Михалковым. Семнадцатилетний актёр неделю работал над съёмками главной роли в фильме «Я шагаю по Москве», после чего заявил о необходимости увеличить свою оплату до 25 рублей в день. Такую сумму получали тогда молодые актёры, уже достигшие известности, в то время как за плечами Никиты было всего несколько эпизодических ролей. Начинающий актёр получал 8 рублей, а те, кто имел опыт работы в кино, – 16. Признанные звёзды могли рассчитывать на гонорар в размере 40-50 рублей.
Режиссёру не хотелось обращаться в Госкино для согласования увеличения ставки, к тому же его не устроил ультиматум, выдвинутый уже в процессе съёмок. Данелия решил действовать хитростью и, обращаясь к артисту, сказал помощнице: «Нина, вызови того актера, которого мы рассматривали до Михалкова. И узнай, какой у него размер ноги – если он отличается от размера Никиты, сегодня же приобретите ему туфли. Завтра мы начнём съёмки». У режиссёра не было запасных вариантов, однако Михалков не был в курсе этого, обеспокоился и сообщил, что ему посоветовал добиваться увеличения ставки его старший брат. Андрей Кончаловский заявил Никите, что, поскольку материал уже отснят, режиссёру некуда будет отступить, и он пойдёт на увеличение оплаты. Ситуация разрешилась без повышения ставки.
В 1968 году Георгий Данелия работал над очередной картиной, «Не горюй!», в Грузии. Фильм рассказывал о событиях, происходивших в конце XIX века. Съемки эпизодов с большим количеством людей проходили в окрестностях Тбилиси. Из-за необходимости переснимать несколько дублей рабочий день затянулся, и местных жителей, участвовавших в массовке, долго не могли распустить по домам. Георгий Данелия обеспокоился и поинтересовался у помощника, известно ли всем, что оплату увеличить невозможно – она составляет три рубля за съёмочный день. Режиссёр попросил повторно объявить об этом массовке, чтобы избежать недоразумений. Помощник громко объявил в мегафон: «Участники массовки, пожалуйста, обратите внимание! Оплата – три рубля с человека. Больше не предусмотрено!» Вскоре старший из участников массовки передал Георгию Данелия деньги, собранные участниками съёмок. Люди посчитали, что должны заплатить за возможность сниматься в кино, и с готовностью выполнили это!
Фотографии: Persona Stars, Legion-media, РИА «Новости»