
Георгий Данелия – выдающийся советский режиссёр, чьи фильмы до сих пор пользуются огромной популярностью и вдохновляют миллионы зрителей. «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Афоня», «Тридцать три», «Не горюй!», «Слёзы капали», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза» — каждый из его фильмов выделяется насыщенной палитрой образов и эмоциональных оттенков, где комедийные моменты гармонично переплетаются с лирическими и даже драматическими. В своих книгах «Безбилетный пассажир» и «Тостуемый пьет до дна» Георгий Данелия вспоминал необычные случаи, связанные с зарплатой актёров.
В 1965 году на экраны вышла комедия «Тридцать три», где главную роль исполнил Евгений Леонов. В центре сюжета – история зубного врача, совершившего необычное научное открытие: у одного из его пациентов обнаружился 33-й зуб. Режиссёр предложил Леонову эту роль, однако артист, получавший тогда зарплату по второй категории, согласился сниматься только при оплате по первой. Такие изменения требовали одобрения Госкино. Георгий Данелия рассматривал возможность поиска другого актёра, но перед этим посетил спектакль с участием Евгения Леонова и был настолько впечатлён его игрой, что согласился повысить гонорар. Однако наутро режиссёру позвонил Евгений Леонов, извинился и сказал, что прочёл сценарий «Тридцать три» и готов сниматься даже бесплатно.
За два года до описываемых событий режиссёру Георгию Данелия уже довелось затрагивать с артистом деликатный вопрос гонорара. Первым опытом урегулирования конфликтной ситуации для него стал случай с Никитой Михалковым. Семнадцатилетний актёр неделю работал над главной ролью в фильме «Я шагаю по Москве», после чего заявил о необходимости увеличить его оплату до 25 рублей в день. Столько получали молодые звёзды, в то время как за плечами Никиты было лишь несколько эпизодических ролей. Начинающий актёр мог рассчитывать на 8 рублей, а те, кто имел опыт съёмок, – на 16. Признанные мастера своего дела получали от 40 до 50 рублей.
Режиссёр не желал обращаться в Госкино с просьбой об увеличении ставки, да и ультиматум, озвученный уже после начала съёмок, вызвал у него неприятие. Данелия решил действовать обманным путём и, обращаясь к артисту, сказал помощнице: «Нина, вызови того парня, которого мы ранее рассматривали для роли до Михалкова. И поинтересуйся, какой у него размер ноги – если он отличается от размера Никиты, немедленно приобретите туфли. Завтра мы приступим к съёмкам». У режиссёра не было запасных вариантов, однако Михалков не был в курсе этого, обеспокоился и сообщил, что ему посоветовал добиваться увеличения ставки его старший брат. Андрей Кончаловский заявил Никите, что, поскольку материал уже отснят, режиссёру некуда будет отступать, и он согласится на увеличение оплаты. Ситуация разрешилась без повышения ставки.
В 1968 году Георгий Данелия работал над новым фильмом в Грузии – «Не горюй!», рассказывающим о событиях, происходивших в конце XIX века. Съемки эпизодов с большим количеством действующих лиц проходили вблизи Тбилиси. Из-за необходимости переснимать некоторые сцены, рабочий день затягивался, и местных жителей, привлеченных в качестве массовки, не могли распустить по домам. Георгий Данелия обеспокоился и поинтересовался у ассистента, возможно ли повышение оплаты – три рубля за съемочный день. Режиссер попросил повторно объявить об этом массовке, чтобы избежать недоразумений. Ассистент громко объявил в мегафон: «Внимание, массовка! Оплата составляет три рубля с человека. Больше не предусмотрено!» Вскоре старший из участников массовки передал Георгию Данелия деньги, собранные участниками съемочной группы. Люди решили, что они должны внести свой вклад в создание фильма, и с готовностью это сделали!




