
До революции в России духами пользовалась лишь незначительная часть населения, преимущественно состоявшая из знатных женщин. В те времена большим спросом пользовался аромат L’Origan от Coty, отличавшийся пудрово-альдегидными и розанвыми нотами, который, по некоторым сведениям, послужил одним из образцов при создании знаменитой «Красной Москвы». После революции импортная парфюмерия стала недоступной. Известно, что Полина Жемчужина, возглавлявшая фабрику «Новая Заря», предпочитала Chanel №5. Обычные люди выбирали продукцию отечественных производителей. Популярными были духи от треста «ТэЖэ» («ЖирКость»), который сотрудничал с множеством фабрик. Наибольший расцвет «Красной Москвы» пришёлся на конец 50-х годов, когда в 1958 году аромат был удостоен Гран-при на Международной брюссельской выставке парфюмерии.
В настоящее время в центре «Зотов» открыта экспозиция «Красная Москва. Женщина в большом городе», посвященная парфюмерной индустрии 1920–1930-х годов и демонстрирующая её как неотъемлемую часть истории развития Москвы и изменения советского быта. Название выставки, помимо прямой ссылки на знаменитый аромат «Новая Заря», напоминает о времени ранних перемен после революции, когда большевики захватили власть, и Москва действительно стала «красной»: город интенсивно застраивался (его площадь увеличилась вдвое за десятилетие), а по всей стране шла индустриализация.
Главная героиня экспозиции, юная девушка, подобно многим своим современницам, покидает деревню, чтобы перебраться в столицу. Этот переезд сопровождается множеством новых впечатлений: люди постоянно куда-то спешат, повсюду слышны звуки трамваев и работающего оборудования, и даже воздух здесь отличается. В частности, ощущаются запахи керосина и креозота (в это время строились первые станции метро), а также фабрик — хлебопекарных и кондитерских предприятий. В воздухе можно уловить ароматы берёзового дёгтя, керосина, выпечки и какао, а также сирени, которая является символом весенней Москвы.
Где могла работать героиня в те времена? В Советском Союзе женщина не должна была ограничиваться ролью домохозяйки — она должна быть сильной, самостоятельной и способной при необходимости обеспечивать свою семью. Её жизнь будет связана с миром красоты: она найдет работу на парфюмерном производстве, где преобладали женщины. При этом, это не было связано с ограничениями в найме мужчин – работницы парфюмерных фабрик получали одну из самых низких зарплат в СССР, поэтому мужчины могли и находили более выгодные варианты трудоустройства.
Кстати, фабрики «Новая Заря» могло и вовсе не быть. До революции парфюмерное предприятие, принадлежавшее французу Генриху Брокару, выпускало одеколоны, косметику и духи для всей страны. После прихода к власти большевиков, парфюмерное производство не признали приоритетным для нового государства и планировали ликвидировать фабрику Брокара. Тогда Евдокия Уварова, обычная сотрудница предприятия, лично обратилась к Ленину с просьбой о сохранении производства, подчеркивая, что на фабрике имеется ценное парфюмерное сырье, которого хватит на несколько лет. В результате фабрика Брокара была переименована в «Новая Заря» и получила нового руководителя – Евдокию Уварову.
В экспозиции значительное внимание уделено «Красной Москве». Этот запах можно обнаружить повсеместно: на полотнах, в инсталляциях, в многочисленных винтажных флаконах. Считается, что аромат «Красная Москва» повторяет запах духов «Любимый букет императрицы», которые французский парфюмер Август Мишель, работавший в России, разработал по заказу Брокара для императрицы Марии Фёдоровны (матери Николая II). После революции этот аромат был выпущен в массовое производство и получил название «Красная Москва».
Судьба Августа Мишеля оказалась печальной. С началом революции парфюмер не смог покинуть страну, так как утратил свой французский паспорт, и продолжал работать на фабрике «Новая Заря» до конца 1930-х годов. Он разработал знаменитые духи «Манон» и создал мыло, вдохновленное ароматом «Любимого букета императрицы», назвав его «Любимый букет моей бабушки». После этого он бесследно исчез, предположительно будучи отправленным в сибирскую ссылку. Его коллега, выдающийся Эрнест Бо, сумел выехать из России во Францию, где впоследствии создал Chanel №5.
На выставке царит атмосфера старины, наполненная ароматами прошлых лет! Здесь можно найти «Магнолию» 1930-х годов, «Кремль» 1934 года и одеколон «Северный», выпущенный в 1911 году. Также в экспозиции представлена обширная коллекция винтажной косметики и пирамида, состоящая из тысячи кусков «земляничного» мыла, которое пользовалось большой популярностью в Советском Союзе. Значительное внимание уделено «Красной Москве» – аромату, который встречается повсеместно: на полотнах, в инсталляциях и в многочисленных винтажных флаконах.
Западные парфюмерные бренды постепенно увеличивали свою долю на советском рынке: к 70-м годам советские девушки стремились приобрести польские духи, например, «Быть может», наряду с французскими, такими как Climat от Lancôme. Chanel № 5 оставался востребованным, в отличие от «Красной Москвы», которая к 80-м годам утратила популярность. Даже героиня фильма «Покровские ворота» просит своего поклонника дарить этот парфюм не ей, а её матери, которая ценит этот аромат. Продолжали пользоваться спросом и традиционные «мужские» одеколоны, такие как «Шипра» и «Саша» от «Новой Зари».
В 90-е годы прошлого века произошли значительные изменения на рынке парфюмерии: западные бренды начали активно появляться, практически отодвинув отечественные производители на второй план в глазах российских покупателей. Среди наиболее востребованных ароматов того времени можно выделить два противоположных типа: лёгкие, акватические композиции с фруктовыми, цитрусовыми нотами и морской солью, такие как Davidoff Cool Water, и тяжёлые, сладкие, часто шипровые ароматы, к примеру, Poison от Dior.
К началу двухтысячных акватические композиции всё чаще включали ноты белых цветов. Жители Москвы выбирают популярные международные ароматы, такие как J’adore от Dior и L’Eau par Kenzo. Российский рынок завоеван Eclat d’Arpège Lanvin — нежную акватическую сирень с фруктовыми и мускусные акцентами (аромат до сих пор остаётся одним из самых продаваемых в России). В конце 2000-х «Императрица» — L’Imperatrice 3 от D & G, покорила сердца российских женщин, и в отличие от большинства акватических ароматов того времени, отличалась особой стойкостью и шлейфом. Наступила эпоха насыщенных ароматов.
К удивлению многих, к началу 10-х годов вновь обрела популярность шипровая роза, особенно в сочетании с мускусом, как это было в оригинальном аромате Chloé. В это же время стал наблюдаться подъем нишевой парфюмерии, где шипровая роза, отличающаяся более насыщенным и глубоким звучанием, также завоевала признание, например, в аромате Portrait of a Lady от Frederic Malle. Также усилилось развитие гурманских композиций, которые были впервые представлены в парфюмерии с ароматом Angel от Mugler в конце 90-х годов. Практически невозможно было не заметить шлейф Tobacco Vanille, исходящий от молодой девушки в метро.
К середине 10-х годов избежать влияния Baccarat Rouge 540 от Francis Kurkdjian, отличающегося контрастным, насыщенным, теплым, землистым и янтарным, при этом карамельным ароматом, было невозможно. Жители Москвы по-прежнему предпочитают этот парфюм за его «неугасающую» стойкость и заметный шлейф, благодаря которому часто получают комплименты от представителей мужского пола.
В конце 2010-х годов бренд Tom Ford вновь заявил о себе, представив новую интерпретацию гурманской парфюмерии — яркую и насыщенную ликёрную вишню в аромате Lost Cherry. К началу 2020-х годов небольшой нишевый бренд Marc-Antoine Barrois стал широко известен благодаря аромату Ganymede, который не соответствовал существующим тенденциям и привнёс в московское метро совершенно новое, минеральное звучание. Среди последних новинок всё чаще можно встретить у москвичек аромат Guidance от Amouage — это очень яркий сандал с минерально-ладанными нотами и сухими лепестками розы. Этот аромат, как и Ganymede, создан любимым на российском рынке парфюмером Квентином Бишем.
Несмотря на то, что западные и арабские бренды по-прежнему лидируют на рынке, в настоящее время наблюдается рост интереса к парфюмерии, созданной в России.




