
Куда пропала Матлюба Алимова, исполнившая роль Насти в фильме «Цыган»

Роман с Высоцким?
Не многие знают, что дебютом Матлюбы Алимовой на телевидении стала не роль в фильме «Цыган», а участие в экранизации «Маленьких трагедий», где она исполнила роль Лауры. В то время её партнерами по съёмочной площадке были известные актёры, такие как Владимир Высоцкий, Сергей Юрский и Иннокентий Смоктуновский. Тогда же распространялись слухи о возможном романе Матлюбы с Высоцким. Подобные разговоры начались, когда Владимир Семёнович однажды пригласил свою молодую коллегу на концерт, а в другой раз подвёз её к киностудии «Мосфильм» на своём знаменитом в городе белом «мерседесе».
Она не цыганка
По-настоящему признание пришло к Матлюбе после роли в фильме «Цыган». Её героиня, Настя, с ранних лет безответно влюблённая в мужа своей сестры, харизматичного Будулая, вызвала у зрителей сочувствие и расположение. На улице к ней нередко подходили цыгане и обращались к ней на родном языке, принимая её за свою соплеменницу. Однако в жилах Матлюбы течёт множество разных кровей, и цыганской среди них нет. Её отец был узбеком, а в роду матери можно найти представителей самых разных национальностей — грузин, русских, немцев, поляков. Этот симпатичный блондин был найден узбекским парнем в Уфе, где он проходил армейскую службу, и именно оттуда он привёз свою невесту на родину, в Андижан. В семье родились три дочери, но супруги всё же развелись. Родственники не приняли тот факт, что отец Матлюбы привёз «русскую» в невестки, и настояли на разводе и повторном браке с узбечкой.
Муж — восточный деспот
Матлюба с самого детства мечтала стать актрисой. Она отправилась в ВГИК, где и встретила свою первую любовь, и вскоре вышла замуж за казахского режиссера Мурата Ахметова. Однако этот союз оказался недолгим: характер молодого мужа, обусловленный его восточными корнями, вскоре проявился в чрезмерной ревности. Он следил за Матлюбой, устраивал ей скандалы из-за самых незначительных разговоров с однокурсниками… В конце концов, деспотичное поведение молодого человека стало невыносимым для свободолюбивой девушки, и она решила расторгнуть брак.
Загадочное исчезновение
После успеха фильма «Цыган» Матлюба внезапно оказалась в центре внимания режиссёров. Воспользовавшись этим, она приняла участие в съёмках нескольких других картин, таких как «Сказка о звёздном мальчике» и «Василий Буслаев», и исполнила более десяти ролей на студии «Узбекфильм». Затем наступили девяностые годы, и многие артисты перестали появляться на экранах, поскольку российское кино переживало трудный период. Исчезла и Матлюба. Зрители недоумевали, что произошло с их любимой актрисой? Ходили слухи о том, что она живет в бедности, что она страдает от алкогольной зависимости… Подобное говорили о многих. И, к сожалению, иногда эти слухи оказывались правдивыми. Но это не относится к Матлюбе. Хотя в её жизни и было немало серьёзных трудностей.
Ненавидела узбекский язык
Первой проблемой для нее стало незнание узбекского языка. В 90-х Узбекистан, подобно другим республикам, обрел независимость. После этого фильмы стали сниматься исключительно на узбекском языке, а не на русском, как это было раньше. В результате Алимова лишилась работы. Возникает вопрос, почему актриса, выросшая в Андижане, так и не овладела языком своей малой родины, языком своего отца? Она вспоминала, что с самого детства подвергалась насмешкам со стороны мальчиков-одноклассников: они постоянно обижали хрупкую девочку, пытались ударить так, чтобы она упала, причиняя боль, дергали за волосы, отнимали портфель… Возможно, это был их способ проявить симпатию, но подобное отношение было неприемлемо для Матлюбы. Ранимая девушка на долгие годы сохранила в душе неприязнь ко всему узбекскому, прежде всего – к языку. Именно на нем звучали оскорбления и угрозы, преследующие ее.
«Такого Будулая не нашлось»
Матлюбе приходилось нелегко, и на некоторое время она оказалась на грани нищеты. Выйти замуж могло бы изменить ситуацию, однако первый опыт брака оставил в её душе болезненные шрамы, из-за чего она не желала даже думать о повторном браке. Хотя к ней не раз поступали сватовские предложения. «Я была в браке однажды. Это не принесло мне радости, — делилась Матлюба. — А затем подходящий человек не появился. Не встретилась мне такого Будулая. Я ни в чью жизнь не вмешивалась, и она никем не была омрачена. Только сама могла бы её испортить».
Рукодельница
Матлюбе вспоминает узбекское детство не только как череду обид: девочку, как и всех детей в этом регионе, обучали рукоделию, и эти умения оказались незаменимыми, когда возникла необходимость экономить на всем. Поняв, что в Ташкенте нет перспектив для актёрской карьеры, она занялась делом, которое у неё получалось не хуже: реставрацией ковров. Под её чутким руководством старинные изделия обретали новую жизнь: она украшала их вышивкой и аппликацией, а затем включила в свой перечень услуг и дизайн одежды. Финансовое положение улучшилось, хотя приходилось по-прежнему вести строгий учёт расходов.
«Я из другого кино»
Тогда Матлюба решила переехать в Москву. Она поселилась в небольшой комнате при храме, поскольку к тому времени уже была крещена. Когда церковь закрыли на реставрацию, ей пришлось попросить приюта у племянника. Однако актриса не теряла надежды. Некоторая сумма денег приносила редкие встречи со зрителями, иногда Матлюба соглашалась на приглашения на ток-шоу. Тем не менее, спустя некоторое время она вернулась в Ташкент, поскольку там жизнь обходится дешевле. В этом году исполнится 67 лет «Насте» из фильма «Цыган». Она всё ещё одинока — так и не встретила мужчину, к которому притянулось бы её сердце. Иногда она продолжает сниматься в кино, но очень редко и в небольших ролях. Участвовать в сериалах актриса отказывается. По её словам: «Я гражданка другой страны, там действует другая налоговая система, обязательные отчисления государству, поэтому в масштабные проекты меня не приглашали. Я снималась всего два-три дня. И, честно говоря, я очень разочаровалась. Я привыкла к другому кино. Сейчас время диктует свои правила, кино не работает так, как прежде». А мы предлагаем узнать историю жизни другой звезды фильма «Цыган», неподражаемого Будулая, Михая Волонтира.