Zorkaya

Сайт для девушек!

Как армянская девочка стала матерью русского балета: история Агриппины Вагановой

Фото: img.freepik.com

Толстая дерзкая девчонка

В 1879 году в Санкт-Петербурге в армянской семье Вагановых появилась на свет девочка, и никто не предвидел для неё карьеры на сцене. Её назвали Агриппиной — имя не самое подходящее для артистки. Семья была вполне обычной и не отличалась богатством. Однако Ваганов-отец, отставной унтер-офицер, поступил на службу капельдинером в Мариинский театр. Он ежедневно видел девочек, которых зачисляли в число балерин: стройных и изящных. Его Груня росла несколько иначе — она была не такой худенькой.

Стоя за кулисами во время выступлений, девочка увлеклась балетом с такой силой, что ничто не могло её разделить со сценой. В девять лет она успешно сдала вступительные испытания в училище, продемонстрировав выдающиеся гибкость, артистизм и чувство ритма — и даже округлые щёки, ножки и ручки не стали помехой. В училище Агриппина сразу же убедилась, что преподавать там не умеют. Когда преподаватель, господин Облаков, выходил в центр зала и быстро демонстрировал движение, требуя повторения, Агриппина спрашивала: «Разве не стоит сначала разобрать с нами это движение?» — и тут же получала репутацию невероятно дерзкой девочки.

Несмотря на то, что Ваганова бесконечными вопросами и размышлениями доводила учителей, они не могли не признавать ее талант. Девочка, помимо рекомендаций быть сдержаннее, получала свои первые, пусть и незначительные роли. Например, для роли Амурчика в «Спящей красавице» с Павловой пухлощёкая Агриппина подходила идеально. Но для девочки важнее всего было успеть понять и заметить, как Павлова создает свои волшебные образы на сцене. Во время репетиций, ожидая своего выхода, Агриппина, не проявляя лени, повторяла за прославленной балериной каждое движение. Вдумчивость и внимательность принесли свои результаты. На выпускных экзаменах Ваганова набрала 11 баллов из 12 возможных и сразу же была принята в труппу Мариинского театра. Это был весьма перспективное начало.

Читать:  Фрэнсис Скотт Фицджеральд и Зельда Сейр: история одной ночи

«Госпожа Ваганова ужасна!»

Ей не давали роли просто так — приходилось отвоевывать их, вступать в споры с руководством и настаивать на своем. Однако эти усилия были оправданы. Молодую балерину закидывали цветами, а её коллеги, хореографы и критики упорно отказывались признавать в ней талантливую танцовщицу из-за её далеко не идеальной фигуры. Невысокий рост, широкие плечи и короткие, сильные ноги – казалось, что каждой из них хватило бы по паре чужих конечностей. Особенно негативно к ней отнесся известный Петипа. Если в афише значилось её имя, он предупреждал друзей: «Госпожа Ваганова отвратительна! На этот балет я не пойду!» Все восторженные отзывы публики он объяснял тем, что в зале находились подкупленные зрители.

Популярность, достигнутая на сцене, принесла Вагановой признание среди мужчин. Вокруг неё собралось множество поклонников, её часто приглашали на вечеринки, которые она очень любила. Одна из вечеринок во время гастролей в Париже оказалась запоминающейся: один из музыкантов труппы в порыве азарта сорвал со стены в ресторане старинную скрипку и начал на ней играть, после чего Ваганова начала танцевать. Она танцевала всю ночь! А на следующее утро вся труппа, увидев счёт, не удержалась от смеха: владелец заведения добавил в него значительную сумму «за использование скрипки».

Карьера Вагановой завершилась столь же неожиданно, как и началась. Она была охвачена любовью. Выбор девушки вызывал непонимание у многих, ведь ей могли предложить и более выгодную партию. Агриппина вышла замуж за обычного инженера-путейца, которому сам театр был безразличен, и в установленный срок родила ему сына Сашу. Однако эту идиллию затуманивал тот факт, что её возлюбленный состоял в браке с другой женщиной и имел от неё детей. Несмотря на то, что Ваганова проживала с инженером в фактических супружеских отношениях, их союз не признавался обществом и законом, и считался неправомерным и не соответствующим моральным нормам.

Читать:  Как завоевать расположение родителей: история Жаклин Бувье и Джона Кеннеди

После появления на свет сына Агриппина на несколько лет покинула сцену. Затем она вернулась в театр, как если бы ничего и не происходило. И сразу же получила несколько хороших ролей, как будто театр ждал Вагановой. (Действительно, так и было, нечего скрывать). Среди первых ролей оказалась главная в «Лебедином озере». Не каждой балерине, вышедшей из декрета, под силу похвастаться таким достижением!

Осознавая, какие мощные конкуренты боролись за внимание публики в этом сезоне, Ваганова упорно репетировала и достигла поразительной высоты прыжка. «Словно она замирает в воздухе», – восхищенно писали в прессе. Однако не все разделяли этот восторг. «Мне исполняется восемьдесят семь лет, и вместо праздника – на сцене предстаёт ужасная госпожа Ваганова!» – возмущался Петипа.

Как изваяние становится ваятельницей

В тридцать шесть лет Ваганова, не выказав ни малейшего волнения, взяла в руки документ с приказом театра — приказ об увольнении по достижении пенсионного возраста. Однако это не стало для неё большой трагедией, ведь карьера балерины обычно недолга. Настоящая беда приключилась в 1917 году: потеряв работу, её гражданский муж покончил жизнь самоубийством прямо под рождественской ёлкой. Общему сыну было тринадцать лет. Планы на заслуженный отдых пришлось отменить. Агриппина Яковлевна обратилась в танцевальное училище, чтобы найти работу. Трудиться там оказалось непросто. В классах не было отопления, столовая не функционировала из-за отсутствия продуктов. И в домах многих также не было еды, поэтому Вагановой приходилось следить не только за тем, как она ставит и вытягивает ногу ученицы, но и чтобы та не замерзла и не потеряла сознание от голода.

Несмотря на это, кристально чистые и всегда холодные глаза её учениц демонстрировали выдающиеся способности. «Удачный набор!» – отметили коллеги. Ваганова задумалась и в ответ начала создавать методическое руководство под названием «Основы классического танца», чтобы не полагались на случайность педагоги, работающие с балетом. Она работала над ним обстоятельно, хотя и не в полной мере: литературную часть взялась редактировать её подруга, Любовь Менделеева-Блок (дочь знаменитого писателя и жена того же писателя, разумеется). Ей также приходилось нелегко. Она стремительно старела, её здоровье ухудшалось и она начала набирать вес, но не отступала. К Вагановой в училище, где она создавала это руководство, находя свободные минуты, навещала свой труд, как на работу.

Читать:  Необычный брак и предсмертные видения: 7 фактов об Анатолии Ромашине

Книга имела оглушительный успех как в Советском Союзе, так и в Европе. Она закрепила за Вагановой место в истории балета, как этого не смогла добиться даже её наиболее значимая роль. В то же время Агриппина Яковлевна открывала и поддерживала новые таланты. Галина Уланова, Марина Семёнова, Наталья Дудинская, Татьяна Шмырова — эти имена после обучения в школе Вагановой были известны на всей территории страны и за её границами. Однако, как педагог Ваганова была ещё более требовательной, чем как ученица: строгая, суровая… порой просто жестокая. Но в то же время она всегда стояла за своих учеников, оберегала и защищала их, выпуская в большой мир полностью подготовленными.

В период Великой Отечественной войны Агриппина Яковлевна перенесла блокаду и последующую эвакуацию. В 1943 году ей предоставили должность главного хореографа Большого театра, поскольку Ваганова отказалась от этой позиции. Её волновало только Ленинград, только родное училище и только её талантливые ученицы, которых необходимо было вывести на сцену! Она вернулась в свой родной город и работала преподавателем до конца жизни — до 5 ноября 1951 года.

Похожие статьи
Галерея постов