
«Стальная бабочка», Россия, 2012
Дарья Мельникова блестяще воплотила образ беспризорной девочки по кличке Чума (из-за фамилии Чумакова) в этом российском фильме. Милиционеры вынуждают девочку-подростка стать приманкой для поимки серийного убийцы, и, к счастью, трагедии удается избежать.
В то же время, как это нередко случается в их возрасте, Чума испытывает чувства к следователю и, благодаря своей непосредственности и целеустремленности, пытается завоевать его внимание, не осознавая, что для него она – всего лишь ребенок. К счастью, что, пожалуй, нечасто встречается в мире искусства и за его пределами, следователь вполне адекватно оценивает сложившуюся ситуацию.
События, послужившие основой для создания фильма, произошли относительно недавно – в 1990-х годах в Санкт-Петербурге. Там орудовал преступник Павел Шувалов, который выбирал в качестве жертв девушек-подростков в светлых колготках. Отличительной чертой его действий являлось то, что он надевал эти колготки на голову своим жертвам.
Шувалов не охотился на девочек в заброшенном парке, как предполагали следователи в фильме. Он выслеживал моменты, когда девочки пытались пройти турникет в метро без билета, и под предлогом проведения воспитательной беседы отводил их с собой. Вместо разговоров он совершал над ними насилие и лишал жизни.
Он совершил пять убийств, а шестую девушку, ставшую наводкой от милиции, неожиданно отпустил. Что-то, очевидно, вызвало у него подозрения. В конечном итоге его привлекли в качестве свидетеля, однако на допросе он начал излагать всё сам, как будто только и желал, чтобы его задержали.
Необычное увлечение колготками связано с травматическим опытом детства Шувалова. Когда ему было двенадцать лет, он подвергся избиению со стороны группы мальчиков, которые надели ему на голову колготки. Возможно – хотя об этом нет информации – его также могли изнасиловать, иначе сложно объяснить его эротическую одержимость колготками на голове. Первоначально ему был вынесен приговор о расстреле, но впоследствии он был заменен на пожизненное заключение.
«Молчание ягнят», США, 1991
В одном из наиболее известных фильмов, повествующих о маньяках-убийцах, который приобрел культовый статус, серийный каннибал и опытный психолог-криминолог Ганнибал Лектер, блестяще воплощенный на экране Энтони Хопкинс, в ходе расследования, которое помогает стажёрке ФБР Клариссе Старлинг, предстоит разобраться в деле убийцы молодых женщин, известного как Буффало Билл. Преступник снимает кожу со своих жертв, используя её для изготовления одежды. Он выбирает в качестве жертв самых добрых и отзывчивых девушек, приманивая их при помощи приманки. Однако Лектер испытывает неприязнь к ФБР, что приводит к тому, что его помощь периодически сбивает следствие с верного пути.
Образцом для создания двух персонажей послужили известные преступники, такие как Тед Банди, Роберт Модсли, Гэри Хейдник и Эд Гин. Эд Гин известен тем, что, помимо прочего, изготавливал из кожи своих жертв одежду. Ему приписывают как минимум две жертвы, и, вероятно, ещё пять (его причастность не была доказана). Гэри Хейдник держал в подвале молодых женщин – совсем как Буффало Билл.
Роберт Модсли неоднократно лишал жизни других заключенных, с которыми находился в тюрьме – он был заключен за одно убийство и впоследствии совершил ещё три преступления. В связи с этим, большую часть срока он отбывает в одиночной камере, куда охранники входят, придерживаясь строгих протоколов безопасности. Известно также, что Модсли употребил в пищу мозг одной из своих жертв.
Тед Банди привлекал женщин, представляя себя человеком, пережившим травму, и прося их о сочувствии. По распространённой версии, даже находясь в заключении, он консультировал следователей в расследовании других преступников. Таким образом, Банди, по сути, стал образцом для обоих маньяков, представленных в фильме. Интересно, что точное число его жертв, подобно ситуации с Лектером, остаётся неизвестным. Он обладал выдающимся интеллектом.
Одной из особенностей, которая не была отражена в фильме, является его привычка возвращаться к телам погибших, чтобы вновь совершить с ними интимные действия. Зачастую он переодевал и украшал умерших женщин. После вынесения ему смертного приговора, основанного на его собственных показаниях, он, казалось, возмутился и заявил присяжным, что они ошибаются.
«Зодиак», США, 2007
В семидесятые годы американская полиция тщетно пытается установить личность и задержать маньяка-убийцу, который присылает правоохранителям издевательские послания. Главный герой находит Зодиака – именно так подписывает свои письма преступник – по непрямым указаниям, однако доказать его виновность оказывается непростой задачей. Единственная выжившая жертва находится за пределами страны. Почерковедческий анализ не позволяет утверждать, что автор писем, адресованных в полицию, и подозреваемый – один и тот же человек. Но огромное количество совпадений побуждает главного героя из года в год искать улики, чтобы поймать убийцу.
Фильм рассказывает историю, основанную на реальных событиях, произошедших в 1960-1970-х годах. Серийный убийца отправлял в редакцию газеты письма, высмеивающие ход расследования. В этих письмах он включал зашифрованные сообщения с подсказками, которые могли бы помочь полиции, если бы им удалось их дешифровать – они содержали личные данные преступника. Специалистам удалось расшифровать три из четырёх криптограмм, однако личность Зодиака так и осталась неизвестной.
Сам признавшийся в совершении около сорока убийств, взял на себя ответственность за эти преступления, однако сейчас его показания признаются достоверными лишь в отношении семи эпизодов, причем двое из его жертв остались живы. Так, невероятным образом выжил подросток Майкл Мажо, которого Зодиак ранил в грудь и голову. Спустя двадцать два года именно Мажо опознает убийцу, но к тому времени подозреваемый, обвиняемый в роли Зодиака, скончается от естественных причин.
В отличие от многих других серийных убийц, Зодиак не преследовал корыстных целей и не руководствовался сексуальным влечением. Он напоминал битцевского маньяка, убивавшего ради ощущения контроля над жизнью других людей. Зодиак заявлял, что собирает себе последователей для жизни после смерти, однако, скорее всего, это было лишь уловка, призванная вывести взаимодействие со следствием на публику – это доставляло маньяку удовольствие и усиливало ощущения.
«Снежный город», США, 2011
Фильм, пронизанный мрачной атмосферой и развивающийся в неторопливом темпе, способен поразить зрителя своей тяжестью. В центре сюжета – шестнадцатилетний юноша, неожиданно встретивший самого опасного серийного убийцу в стране. Этот убийца, в свою очередь, оказался тем, кто защитил его от агрессии мужчин, проявляющих интерес к проблемным подросткам, что привело к искажению представлений мальчика о моральных ценностях. Используя шантаж, связанный с жизнями братьев, маньяк вовлекает подростка в свои чудовищные преступления, вызывая у того противоречивые эмоции, от страха до ощущения справедливого возмездия.
Картина получила специальную отметку на Каннском кинофестивале и базируется на подлинных событиях. Прототипом взрослого убийцы послужил австралийский серийный преступник Джон Бантинг, в юности носившего имя Роберт Вагнер. Бантинг выслеживал мужчин, вероятно, искренне убежденный в их виновности в педофилии, или же приписывая им это, чтобы оправдать свои убийства. Кроме того, группа, созданная Бантингом и включавшая Вагнера, устраняла людей, которых они считали «неправильными» – наркозависимых, людей с избыточным весом и представителей ЛГБТ-сообщества.
Преступления совершались в девяностые годы. Перед каждым убийством маньяк и его сообщники подвергали жертву пыткам. Для этого использовались плоскогубцы, кислота, ножи и электрошокеры. В определённый момент убийства сопровождались каннибализмом. Члены банды, состоящей из четырёх человек, были приговорены к срокам от десяти до двадцати шести лет заключения. Задержание преступников оказалось сложной задачей – они, прибегая к пыткам, заставляли жертв записывать обращения к родственникам, в которых те сообщали о своём намерении уехать и прекратить общение по личным мотивам. В результате семьи обращались в полицию слишком поздно.
«Милые кости», США и Новая Зеландия, 2009
Фильм, повествующий о том, как жертва педофила-убийцы наблюдает за трансформацией жизни своей семьи после его смерти, и осознает, что её младшая сестра может стать следующей жертвой, часто советуют к просмотру девочкам-подросткам. В картине нет сцен, воспроизводящих насилие, повествование отличается мягкостью (хотя присутствуют и напряженные моменты), и демонстрируется типичное поведение педофилов.
Экранизация фильма основана на книге, созданной писательницей Элис Сиболд, которая написала её, вдохновляясь трагическими событиями из собственной биографии. В юности Элис подверглась нападению мужчины. Нападавший был прерван, и Сиболд впоследствии узнала от полиции, что ей сопутствовала удача, поскольку насильник убил предыдущую жертву. Он выслеживал девушек-подростков.
Пережитый опыт побудил Элис исследовать поведение насильников, совершающих нападения на молодых девушек, и она выяснила, что чаще всего развитие событий не совпадает с тем, что произошло в её жизни. На подростков нечасто нападают незнакомцы; обычно они становятся жертвами людей, которых знают лично – например, тихого соседа, который, как оказалось, создал прекрасное место для детских игр. Таким образом, в основе фильма лежит не только история Сиболд, но и несколько различных реальных случаев. В России, к примеру, маньяк по имени Иван Панченко заманил, изнасиловал и убил двух маленьких девочек, живших по соседству, прежде чем совершать нападения на девушек старшего возраста.
Интересно, что Сиболда удалось задержать самой – она узнала его, случайно увидев, и проинформировала полицию. По мнению специалистов, если бы этого не случилось, насильник не смог бы остановиться и продолжил бы совершать нападения на девушек, причем с летальным исходом.
«Злодеенко», Италия, 2004
В киевской школе советских времен один из педагогов пытается совершить насилие в отношении своей ученицы. Однако в ходе разбирательства администрация ограничивается требованием к виновному подать заявление об уходе по собственному желанию. Бывшего учителя вскоре вербует КГБ с целью использования его для поиска компрометирующих материалов на влиятельного человека.
Учитель, фамилия которого Злодеенко, получает возможность путешествовать по стране на поездах и активно ею пользуется, совершая насильственные преступления, включая убийства и каннибализм, в отношении детей по всей стране. Долгое время ему удаётся избегать наказания. В конечном итоге, под воздействием гипноза, он вынужден признаться в совершенных преступлениях. Выясняется, что на его счету более полусотни убитых детей.
Фильм рассказывает историю, основанную на жизни известного советского серийного убийцы Андрея Чикатило. Характеристики главного злодея, такие как почерк и профессия – учитель, действительно соответствуют данным о Чикатило, однако в деталях фильм отходит от подлинной истории, опираясь на известные советские городские легенды. Когда Чикатило ещё не был задержан, многие были уверены, что ему удастся избежать наказания, полагая, что его поддерживает КГБ. Впрочем, маньяк действительно совершал убийства в разных городах, однажды доехав даже до Ташкента.
Фильм получил название «Эвиленко», что переводится с английского как «зло». Часть съемок проходила в Киеве, в эпизодах были задействованы учащиеся Суворовского училища, а в записи музыкального сопровождения приняла участие вокалистка рок-группы The Cranberries Долорес О’Риордан.
«Преднамеренное убийство», США, 1993
В связи с тем, что это телефильм, российским зрителям, вероятно, не сообщат имена актеров, исполнивших главные роли – Марка Поста и Корбина Бернсена. Согласно сюжету, жители американского городка уже два десятилетия периодически узнают о жестоких убийствах, которые также двадцать лет преследуют их – безрезультатно.
В итоге выяснится, что убийца выбирал в качестве жертв супругов своих любовниц, после чего делил с ними страховые выплаты. Однако для поимки преступника главной героине приходится подвергать опасности жизнь своего мужа и завязать романтические отношения с маньяком (именно маньяком, поскольку он совершает убийства с видимым наслаждением).
Сюжет повести основан на реальной истории Гленнона Энглмана, стоматолога из Сент-Луиса. За два десятилетия ему приписывают не менее семи убийств (хотя, по некоторым данным, отсутствуют доказательства, или расследование было прекращено, а число жертв может быть больше). Первое преступление было совершено в 1959 году, последнее – в 1980 году. Примечательно, что женщины сами обращались к нему с просьбой устранить своих нежелательных, но застрахованных супругов. Гленнону не требовалось использовать какие-либо уловки, чтобы склонить жертв к сотрудничеству, поскольку клиентки щедро оплачивали его незаконные услуги.
На допросах Энглман заявил, что с раннего детства не чувствовал ни страха, ни угрызений совести, причиняя страдания другим людям. Он практически не знал, что такое боязнь, и даже находил повод для гордости в этой черте характера. Ему было свойственно испытывать удовольствие от убийств, но ещё больше его привлекало планирование преступлений, сокрытие улик и наблюдение за тщетными попытками полиции разобраться в случившемся.
Стоматолога ждали первые и третьи жертвы, которых он застрелил. Вторую он оглушил камнем, чтобы сбросить в колодец, после чего взорвал и колодец, и тело с помощью динамита. Четвёртая, пятая и шестая жертвы являлись мужем и свёкром заказчицы. Гленнон устранял их последовательно. Седьмая жертва была женщиной. Энглман подорвал её в машине из-за того, что она была должна ему крупную сумму. Возможно, она также являлась заказчицей и должна была оплатить совершенное преступление? Гленнон не сообщил об этом. Его приговорили к тюремному заключению, и он скончался от диабета в 1999 году в возрасте семидесяти двух лет.




