
«3096 дней». Германия, 2013
Фильм основан на всемирно известной истории Наташи Кампуш. Девочка, в возрасте десяти лет, была похищена Вольфгангом Приклопилем, работавшим техником – это произошло вскоре после её возвращения от отца, проживающего в Венгрии. Спустя восемь лет Наташе удалось вырваться на свободу. После её побега её похититель покончил жизнь самоубийством, трагически погибнув под колесами поезда – вероятно, опасаясь последствий своих действий. Наташе потребовалась длительная и квалифицированная психологическая поддержка. Чтобы справиться с пережитой травмой, она написала автобиографическую книгу, по мотивам которой и был создан этот фильм.
Фильм в значительной степени основан на реальных событиях. Неприятный мужчина пожилого возраста похищает девочку и заставляет её работать на него, при этом совершает над ней насилие. Похититель прилагает все усилия, чтобы убедить жертву в невозможности побега. Когда ему представляется, что девочка психологически подавлена, он даже выезжает с ней на лыжную прогулку. По мнению психологов, преступники, похищающие детей, действуют таким образом, чтобы рационализировать свои действия – «я ведь забочусь о ней».
Во время прогулки в туалетном помещении Наташа пытается обратиться за помощью к незнакомой женщине, однако выясняется, что эта женщина – иностранка. Помощи не предвидится, ведь каждый час жизни девочки проходит в заточении или под надзором. Эта история, как всем известно, благополучно завершилась благодаря тому, что девочка нашла в себе силы и, когда похититель полагал, что она убирает помещение, под шумом работающего пылесоса вырвалась на свободу.
Существует также фильм, который, по сути, основан на истории Кампуша, но его главный герой объединил в себе черты нескольких похитителей, в том числе российского Виктора Мохова – австрийская картина «Михаэль», вышедшая в 2011 году. В центре сюжета – похититель, держащий мальчика в секретном подземном бункере. Финал оказывается трагичным, подобно тому, как могла закончиться судьба жертв Мохова: похититель погибает под автомобилем. О мальчике, заточенном в подвале, никто не знает, и к финалу неясно, остался ли он жив.
«Подмена». США, 2008
Это один из наиболее ярких фильмов с Анджелиной Джоли в главной роли. Повествование рассказывает о Кристин Коллинз, работающей телефонисткой в пригороде Лос-Анджелеса, которая обнаруживает исчезновение своего девятилетнего сына Уолтера после возвращения с работы. Вскоре полиция находит мальчика, однако Коллинз уверена, что найденный ребёнок не является её сыном. Несмотря на её попытки убедить власти в этом, они настаивают на её неправоте, не желая признавать свою ошибку.
После получения доказательств – свидетельских показаний стоматолога и учительницы Уолтера, Коллинз помещают в психиатрическую клинику. Одновременно сотрудники полиции допрашивают подростка, который сообщает, что его удерживали на ферме вместе с более младшими мальчиками и принуждали участвовать в убийствах. Среди этих мальчиков, судя по его словам, был и Уолтер. Эта история кажется невероятной, однако рассказ Коллинз основан на документальных сведениях, извлеченных из городских архивов Лос-Анджелеса.
В 1928 году девятнадцатилетняя Джесси посетила своего пятнадцатилетнего брата, проживавшего на ферме у их молодого дяди. Её вызвали необычайно восторженные письма, которые он регулярно отправлял домой, поэтому она позаботилась о том, чтобы их беседу на ферме никто не слышал. Брат поведал девушке, что его дядя совершает над ним насилие и принудил к соучастию в убийстве четверых мальчиков школьного возраста. Дядя также совершал над убитыми насилие. Джесси немедленно обратилась к правоохранительным органам.
Брата Джесси удалось извлечь из беды благодаря действиям полиции, однако их дядя избежал задержания. Личности двух из убитых мальчиков были установлены наверняка, ещё одного – вероятно. Один из них оставался неидентифицированным, поскольку являлся гражданином Мексики. Позднее убийца был задержан, однако вину за совершенное взяла на себя его мать. Предполагалось, что общее число жертв могло составить около двадцати человек, но это не удалось доказать. В конечном итоге насильник был повешен, а его мать приговорена к пожизненному заключению. Установлено, что она была соучастницей и подстрекателем совершённых преступлений.
Брата Джесси оправдали. Педагоги, сотрудничавшие с ним, посчитали его достаточно моральным, несмотря на то, что он сильно пострадал от пережитого. Впоследствии он принимал участие во Второй мировой войне, вернулся невредимым, женился и решил загладить свою вину, усыновив вместе с женой двух мальчиков-сирот.
Кристин Коллинз действительно передали мальчика, представив его своим сыном. Имя другого мальчика было Артур, и именно он выдал себя за Уолтера в полиции. Кристин предоставила собранные ею доказательства журналистам и обратилась к ним, после чего была помещена на принудительное лечение. Её освободили через несколько дней, когда Артур признался полиции в обмане.
Кристин добилась успеха в судебном процессе против полицейского, который подставил её и Артура. Ей была назначена значительная компенсация, которую полицейский не собирался выплачивать, поскольку у Кристин не было возможности принудить его к этому. Она планировала использовать полученные средства для найма частных детективов, которые могли бы установить, что случилось с Уолтером. На протяжении всей жизни она стремилась найти своего сына.
«Филомена». Великобритания, Франция, 2013
Не всегда похитителями детей являются частные лица или преступные группировки. В ряде государств и религиозных институтов детей забирали у матерей, руководствуясь различными моральными принципами. Фильм «Филомена», основанный на реальной истории, именно этой практике и посвящён. В центре сюжета – журналист, который случайно встречает женщину, лишенную ребёнка, рождённого в монастыре, много лет назад.
Эта женщина родом из Ирландии, она выросла в религиозной семье. Она забеременела в подростковом возрасте, и отец направил её «на исправление» в католический монастырь. Там Филомена, так зовут главную героиню, вынуждена четыре года безвозмездно работать прачкой. Ребёнка забирают сразу после рождения и передают на усыновление. Мнение его матери не принимается во внимание: её считают достаточно взрослой, чтобы «отрабатывать своё проживание», но недостаточно зрелой, чтобы иметь право самостоятельно заботиться о своём ребёнке, устроившись на оплачиваемую работу.
Филомене удалось вырваться из монастыря и прожить полноценную жизнь, однако она никогда не забывала о своем сыне. На все её обращения монахини отвечали, что документы утеряны. Благодаря сотрудничеству с журналистом Филомена выяснила, что записи были преднамеренно уничтожены, поскольку монахини получали прибыль, продавая детей на усыновление состоятельным американцам. В Соединенных Штатах женщине стало известно, что её сын скончался и перед смертью пытался найти её в Ирландии.
Долгое время в ряде католических государств было принято отдавать дочерей, которых считали трудными в воспитании, в монастыри, где они фактически становились бесплатными работницами. Формально это объяснялось необходимостью их перевоспитания, однако реальной целью было избавление от них. Многие женщины провели в таком положении всю или почти всю свою жизнь. О подобной практике в Ирландии снят фильм «Сёстры Магдалены».
Филомена» создана на основе документального расследования, написанного британским журналистом Мартином Сиксмитом, под названием «Потерянный ребёнок Филомена Ли». Главная героиня этой истории, Анна Филомена Ли, появилась на свет в известном графстве Лимерик, расположенном в Ирландии. После ухода из монастыря она вышла замуж и стала матерью двоих дочерей, однако на протяжении всей жизни не забывала о своем первенца, которого она потеряла.
«Волк у двери». Бразилия, 2013
Сильвия пришла в детский сад, чтобы забрать свою дочь, Клару, однако воспитательница сообщила ей, что девочка уже покинула учреждение. По словам воспитательницы, Сильвия ранее звонила и попросила передать, что за Кларой придет их соседка, поскольку сама Сильвия заболела. И действительно, ребенка забрала незнакомая женщина.
В полиции отец Клары Бернардо заявил, что к произошедшему могла быть причастна Роза, с которой у него был роман. Роза предприняла попытку представить полиции версию событий, в которой упоминался некий любовник Сильвии и его супруга, однако её заявление было вскоре опровергнуто. Постепенно выяснилось, что Бернардо заставил Розу прервать беременность, и она хотела, чтобы он тоже испытал боль утраты.
События, послужившие основой для фильма, развернулись в 1960-х годах. Имя девочки было Таня – одно из наиболее распространенных русских имен за рубежом. Бразильская пресса дала зловещие прозвища женщине, совершившей похищение и убийство: «Тварь из Пенья», «Скорпионша» и «Франкенштейн в юбке». Её звали Нейде Мария Майя Лопеш.
Узнав о том, что её возлюбленный состоит в браке, Лопеш завоевала доверие матери маленькой Тани и получила информацию обо всей жизни этой семьи. Забрав Таню из детского сада, Лопеш не сразу решилась на убийство. Они долго гуляли по окрестностям города. В конечном итоге Лопеш привела Таню в сарай и застрелила её из заранее подготовленного пистолета. Боясь, что хищные птицы разорвут тело, и её разбросанные фрагменты привлекут внимание, Лопеш сжигала малышку.
На следующий день, во время верховой прогулки, один из служащих близлежащей скотобойни обнаружил остатки кострища. Лошадь мужчины проявила необычное беспокойство; присмотревшись, он увидел среди пепла и углей останки ребёнка. Он сообщил об этом в полицию, и Лопеша вскоре задержали.
В конечном счете, Лопеш была приговорена к более чем тридцати годам лишения свободы, однако отпустили её раньше, и она долгие годы скрывалась в доме своих родителей, находясь на их финансовой поддержке. Гробница маленькой Тани превратилась в место, куда стекались люди – появились слухи о необъяснимых явлениях, происходящих рядом с ней. Родители Тани так и не оформили развод. Впоследствии у них появилось ещё двое детей.
По мнению зрителей, режиссерский подход к фильму «Волк у двери» значительно отличается от привычного голливудского кино. Это вызвало неоднозначную реакцию: одни оценили такое решение, другие сочли его неприемлемым.



