
История спиритизма в России: как Троцкий и другие повлияли на его распространение

Спиритические сеансы при дворе
В 1856 году императрица Мария Александровна неожиданно направила за границу, чтобы поправить здоровье, фрейлину Марию Анненкову, которой было девятнадцать лет. Это было сделано в спешке, очень срочно. Чтобы соблюсти приличия, с девушкой отправилась компаньонка – камер-фрау Вера Берг. Что беспокоило Анненкову? По всей видимости, у неё были проблемы с нервной системой. Однако при дворе распространялись слухи, что настоящая причина нервного расстройства – у невесты Марии Александровны, великой княгини Александры Иосифовны. Причина была настолько серьёзная, что Александра Иосифовна потеряла ребёнка, то есть нерожденного наследника.
Великая княгиня не была встревожена, как можно было предположить, из-за предполагаемой измены мужа с Анненковой – фрейлина даже не проявляла к этому стремления. Однако, проведя спиритический сеанс, девушка произвела на бедную Александру Иосифовну настолько сильное впечатление, что та едва не потеряла рассудок. Обвинить Анненкову по закону было невозможно, но императрица удалила её от двора настолько, насколько позволяли обстоятельства, избегая открытых обвинений в излишней суровости. Она не желала скандала и, вероятно, не знала, что предотвратить его уже невозможно.
Анненкова демонстрировала во дворце спиритические сеансы, во время которых изображала беседу с духом Марию Антуанетту, французскую королеву, революционеры казнили , она описывала кошмарные события последних дней её жизни и от её имени заявила о себе как о последней представительнице рода Бурбонов. Следует отметить, что в Европе она продолжала придерживаться этой точки зрения, сумев донести её даже до Наполеона III (что стало для него большим удивлением).
Как ни странно, закончилась её история хорошо.
Примерно на семнадцатый год своего путешествия по европейским курортам в поисках улучшения здоровья Анненкова обручилась с сыном генуэзского герцога, очарованным ее красотой, став синьорой де Феррари. Со временем она стала герцогиней и прожила с ним пятьдесят лет в роскоши и благополучии. Их дочь впоследствии стала известной фотохудожницей.
Анненкова не была единственной организаторшей спиритических сеансов. К тому моменту, как она произвела сильное впечатление на великую княгиню, в дворце и не только уже проводили сеансы с вызовом духа Пушкина. Причины такой популярности поэта остаются неизвестными, однако история появления спиритизма в России хорошо известна. Изначально эта мода возникла в Соединенных Штатах Америки.
Платные тренинги по разговору с духами
В 1848 году в Соединенных Штатах двенадцати- и пятнадцатилетние девочки, Мэгги и Кейт Фокс, обратились к своим родителям с жалобой на необычные стуки, которые они регулярно слышали в новом доме, куда семья переехала. Со временем девочки обнаружили, что эти стуки возникают только в ответ на их вопросы. Задавая вопросы уже не между собой, а в пустоту, им удалось установить, что в доме когда-то был убит мужчина, и его дух не может упокоиться.
Родители были смущены «играми» девочек, но не стали им мешать. В дом стали заходить соседние фермеры. Они обращались к духу с вопросами, удовлетворяя своё любопытство – например, спрашивали о возрасте. Затем один из соседей создал для духа систему сигналов, основанную на постукиваниях, и стали задавать вопросы о непростых жизненных обстоятельствах.
Когда-то дух заговорил и поведал, что его останки находятся в подвале одного дома. Он также назвал своё имя – Чарльз. В подвал спустились люди, которые в ходе обыска обнаружили там фрагмент человеческого черепа с прилипшими к нему волосами. Этот рассказ вызвал у многих восхищение и стремление к общению с духами. Культ сестёр Фокс начал стремительно развиваться, что, как это ни удивительно, происходило среди людей левых убеждений – сторонников отмены рабства и защитников прав женщин.
В конечном итоге сёстры стали проводить платные групповые занятия, посвящённые общению с духами, а те, кто не имел возможности посещать их, пытались разработать собственные подходы. Особенно это было непросто, поскольку опыт сестёр казался уникальным – только у них, по всей видимости, духи появлялись при дневном свете и с готовностью отвечали на вопросы, используя условные стуки, обозначающие «да» и «нет».
В ходе спиритических сеансов, проводимых их сторонниками, либо не наблюдалось никаких результатов, либо они проявлялись исключительно в помещениях с недостаточным освещением. К счастью, в те годы найти тёмное помещение в любое время суток было проще, чем светлое.
При помощи света удавалось воспроизвести лишь метод, который Кейт Фокс начала использовать, когда уже была взрослой: автоматическое письмо. Это тип письма, при котором рука медиума, находящегося в состоянии транса, будто бы захватывалась духом умершего человека – и таким образом давались ответы на вопросы, делались откровения живым родственникам или… выносились проклятия. При этом сравнить почерк руки медиума и вызываемого человека оказывалось невозможным: поскольку в трансе медиум начинал писать неровно и размашисто, а начертание букв всем ставили одинаково.
После смерти мужа Мэгги вновь занялась прежним занятием, пока однажды не решила публично раскрыть тайну стуков. У нее и у ее сестер были необычные пальцы ног. Они могли легко щелкать суставом большого пальца, и звук напоминал стук. Одни люди были возмущены разоблачением, другие не поверили и решили, что Мэгги сама себя подставила под влиянием священников (после замужества она стала набожной католичкой).
Позднее Мэгги сама утверждала, что её вынудили «признаться», однако эта возможность была упущена. Репутация Фокс пошла на спад; их прежние богатые и влиятельные сторонники отказали им в поддержке. Все три сестры скончались в бедности, при этом страдая от алкогольной зависимости. Наиболее удивительный факт этой истории заключается в том, что в 1904 году в доме, где они впервые заявили о контакте с духом погибшего разносчика, обнаружили замурованный в стене скелет, вероятно мужской. Звали ли его Чарльзом, установить невозможно.
Как установить контакт с духами, избегая при этом нежелательного внимания специалистов в области психического здоровья
Не каждый мог производить звуки, напоминающие щелчки пальцами, поэтому медиумы – как начинающие, так и опытные, в том числе и Фокс, которые стали брать плату за свои сеансы – придумали другие способы установления контакта с духами. Многие из них были систематизированы в «Книге медиумов», созданной французским спиритуалистом Аланом Кардеком. После публикации в 1961 году она произвела огромное впечатление. Объем продаж был впечатляющим – книга пользовалась большой популярностью.
Первое правило, установленное Кардеком, касалось времени проведения сеанса: оно должно было проходить вечером или ночью, в условиях слабого освещения. Считалось, что и духам, и медиумам не нравится яркий свет. Некоторые последователи Кардека иногда соглашались на дневные сеансы, но при этом старались исключить возможность использования электрических ламп, которые можно включить мгновенно, или быстро отодвинуть шторы с окна. Они полагали, что духи, обиженные невниманием к их удобствам, которое может проявить кто-то из присутствующих по своей неосмотрительности, способны нанести ощутимый вред.
Кардек указывал на необходимость ограничения числа участников спиритических сеансов, включая медиума, до пяти человек. Хотя большинство спиритов придерживались этого требования, некоторые игнорировали его в стремлении получить финансовую выгоду – ведь стоимость сеанса для группы из десяти человек была вдвое выше, чем для группы из пяти.
Если медиум устанавливал прочную связь с иным миром, дух мог вселяться в него напрямую. В этом случае медиум начинал говорить чужими голосами – у одних это был лишь один басовый рокот для передачи любой информации из мира духов, у других – духи использовали вполне обычные человеческие голоса, причем разные. Это зависело от способностей медиума. Кроме того, дух мог управлять рукой медиума для написания посланий, обычно с использованием карандашей (автоматическое письмо чернильными ручками встречалось реже).
Перед спиритуалистическим сеансом медиум обычно предостерегал о недопустимости случайного вызова духов. Необходимо удостовериться в том, что обращение происходит к ушедшему из жизни человеку, иначе через открывшуюся медиумом дверь может войти любой другой дух – и, возможно, недоброжелательный. В случае вызова «любого духа» или «духа данного места», требуется установить его имя и только после этого приступать к вопросам.
Всем находящимся в помещении необходимо соблюдать позу сидя, нередко – держась за руки. Прерывание цепи или вставание может нарушить связь с иным миром или вызвать гнев духа. Также на сеансы не допускались дети. И, наконец, при попытке самостоятельного контакта с духом, без участия признанного медиума, не рекомендовалось находиться в одиночестве – это могло быть опасно.
Призрачные сущности могли воздействовать на физические объекты, вызывая их колебания и звуковые проявления, а в редких случаях – даже перемещать их на небольшое расстояние. Именно эти проявления являлись основой для практики столоверчения. На самом деле, термин «столоверчение» охватывал два различных действия, при этом стол при этом не перемещался. В одном случае призванный дух заставлял стол подпрыгивать, наклоняться и возвращаться в исходное положение, сопровождая эти движения звуками, которые можно было интерпретировать, используя определённую систему сигналов (например, один стук – «да», два – «нет»). Стоит отметить, что стук также часто использовали для того, чтобы предупредить духа об уходе.
В альтернативном методе спиритических сеансов применялось блюдце с прикрепленной чёрной стрелкой на одном из краев. Его располагали дном вверх на большом листе картона или на заранее приобретённой доске, на которой, согласно определённой системе, были изображены буквы алфавита и варианты ответов, такие как «да» и «нет». В процессе сеанса стол слегка дрожал, и вместе с ним двигалось блюдечко, указывая то на одну область доски, то на другую.
Со временем блюдце стали заменять нитью, которую держал медиум. На конце нити покачивалась большая игла. Когда медиум впадал в транс или устанавливал контакт с астральным планом, игла начинала указывать то на определенную часть тела девочки, то на карточку с буквами (которая называлась уиджа), и таким образом дух передавал свои ответы.
В начале двадцатого века из физиологических отверстий медиумов (разумеется, только добропорядочных) стали появляться запахи, сопровождавшиеся выделением эктоплазмы, что вызывало отвращение и ужас у присутствующих на сеансе… Подобно тому, как это подталкивало их к повторным посещениям. Со временем все случаи выделения эктоплазмы были объяснены применением очень тонких, светлых тканей, которые заранее прятали во рту, возле ушей или в прическе.
Иногда дух, словно желая заявить о себе, воздействовал на музыкальные инструменты – чаще всего на специально подвешенный колокольчик, хотя оригиналы использовали для спиритических сеансов самые разные предметы. В иных случаях он проявлял себя более бурно, особенно если медиум, как полагают, служил слишком открытым каналом. Например, на сеансах поляка Яна Гузика, который посещал Москву и Санкт-Петербург, духи наносили удары участникам и ломали мебель.
Спиритизм в России
В России практически не было характерных модных тенденций, касающихся общения с духами и методов его осуществления. Так, столоверчение, например, было весьма популярно и даже среди крестьян – то с полной серьёзностью, то ради забавы. В первую очередь, речь идёт о том, что при вызове духа стол начинает подпрыгивать и стучать об пол.
Дмитрий Менделеев, выдающийся российский химик, проявлял большой интерес к спиритизму. По его инициативе была создана комиссия, целью которой было изучение медиумических явлений. Эксперименты этой комиссии с медиумами получили широкое освещение в прессе, что постоянно поддерживало интерес к спиритизму и способствовало его распространению. На одном из заседаний комиссии присутствовал и Достоевский, который пришёл к выводу, что все эти сеансы – обман, совершаемый злыми силами.
В России издавался еженедельный журнал, посвященный паранормальным явлениям, под названием «Ребус». Как следует из названия, изначально, в 1881 году, он был ориентирован на различные головоломки, однако вскоре переключился на более прибыльную и привлекательную для читателей аудиторию, в отличие от поклонников шарад и логических задач. Память о «Ребусе» сохранена в истории благодаря Антону Чехову, который упомянул его в коротком рассказе «Беседа пьяного с трезвым чёртом». В этой беседе чёрт жаловался на отсутствие работы – некого сбивать с пути, поскольку люди перестали поддаваться искушениям, и сообщил, что из-за безделья пошёл работать в «Ребус», как и многие другие черти.
В 1948 году в Советском Союзе состоялось судебное разбирательство по делу участников спиритического сеанса, которые пытались вызвать духов Троцкого и Надежды Аллилуевой и узнавших от духа Ленина, что Сталин далеко не гений. Несмотря на специфический набор духов, с которым общались подсудимые, ни один из них по жизни не был связан с политикой. Бывший фронтовик Илья Горбань сорока четырёх лет прочёл почти случайно «Книгу духов» всё того же Алана Кардека (предшествующую «Книге медиумов») и решил провести сеанс. А там уж понеслось…
В спиритическом кружке присутствовало всего четверо: Илья, его сестра и две сотрудницы местной библиотеки, одна из которых вызывала у Ильи чувства влюблённости. Вторая донесла на них всех. Горбань был приговорён к 25 лет лишения свободы в исправительной колонии, женщины – к 10 лет.
Специалисты, изучающие детскую культуру, полагают, что вызывание Пиковой Дамы и Матного Гномика (также известного как Гномик-Матерщинник) является прямым отголоском спиритических сеансов, проводившихся в начале двадцатого века. На более серьёзных спиритических сеансах до сих пор чаще всего обращаются к Пушкину. По слухам, его ответы порой не менее бранные, чем у Гномика-Матерщинника. Устал!