Zorkaya

Сайт для девушек!

Как спиритические сеансы связаны с Троцким и историей России

Фото: img.freepik.com

Спиритические сеансы при дворе

В 1856 году императрица Мария Александровна неожиданно направила за границу, с целью лечения, фрейлину Марию Анненкову, которой было всего девятнадцать лет. Это было сделано в спешке, очень срочно. Чтобы соблюсти приличие, с девушкой отправилась камер-фрау Вера Берг в качестве компаньонки. Что беспокоило Анненкову? По всей видимости, у неё были проблемы с нервной системой. Однако, при дворе ходили слухи, что настоящая причина нервного расстройства – у невесты Марии Александровны, великой княгини Александры Иосифовны. И дело было настолько серьёзное, что Александра Иосифовна потеряла ребёнка – то есть, нерожденного наследника.

Великая княгиня не была встревожена, как можно было предположить, из-за предполагаемой связи её мужа с Анненковой – фрейлина даже не проявляла к этому склонности. Однако, проведя спиритический сеанс, девушка произвела настолько сильное впечатление на Александру Иосифовну, что императрица едва не потеряла рассудок. Оснований для официального обвинения Анненковой не было, но императрица удалила её от двора настолько, насколько позволяли обстоятельства, избегая при этом необоснованных обвинений в жестокости. Она стремилась избежать скандала и, вероятно, не знала, что предотвратить его уже невозможно.

Анненкова демонстрировала спиритические сеансы во дворце, во время которых изображала беседу с духом Марию Антуанетту, французскую королеву, революционеры казнили , она живописным языком описывала ужасы последних дней и от её имени заявила о себе как о последней представительнице рода Бурбонов. Следует отметить, что в Европе она продолжала придерживаться этой версии, сумев убедить в ней даже Наполеона III (что стало для него большим удивлением).

Как ни странно, закончилась её история хорошо.

Примерно на семнадцатый год своего лечения в европейских санаториях Анненкова вышла замуж за очарованного ею сына генуэзского герцога, став синьорой де Феррари. Спустя годы она стала герцогиней и прожила с ним пятьдесят лет в роскоши и благополучии. Их дочь впоследствии стала известной фотохудожницей.

Анненкова не была первой и не последней устроительницей спиритических сеансов. К тому времени, как она произвела сильное впечатление на великую княгиню, в дворце и не только уже проводили сеансы по вызову духа Пушкина. Причины такой популярности поэта остаются неизвестными, однако история появления спиритических сеансов в России хорошо известна. Эта мода начала свой путь в Соединенных Штатах Америки.

Платные тренинги по разговору с духами

В 1848 году в Соединенных Штатах две девочки, двенадцатилетняя Мэгги и пятнадцатилетняя Кейт Фокс, обратились к своим родителям с жалобой на необычные стуки, которые они регулярно слышали в новом доме, в который семья переехала. Со временем они обнаружили, что стуки возникают исключительно в ответ на заданные вопросы. Задавая вопросы уже не друг другу, а в пустоту, девочкам, по их словам, удалось установить, что в доме ранее было совершено убийство разносчика, и его дух не может обрести успокоение.

Лию, третью сестру, также начала постигать голос духа.

Родители были смущены «играми» девочек, однако не стали им мешать. В это время в дом стали приходить соседние фермеры. Они обратились к духу с вопросами, утоляя своё любопытство – например, спрашивали о возрасте. Затем один из соседей придумал способ общения с духом, используя систему постукиваний, и стали задавать вопросы о непростых жизненных обстоятельствах.

Некогда дух заговорил и поведал, что его останки покоятся в подвале одного дома. Он также назвал своё имя – Чарльз. В подвал спустились люди и в ходе осмотра обнаружили там фрагмент человеческого черепа с прилипшими волосами. Эта история вызвала у многих восторг и стремление к общению с духами. Культ сестёр Фокс стал приобретать популярность, причём, что весьма необычно, среди людей с левыми взглядами – сторонников отмены рабства и защитников прав женщин.

Читать:  Съедобные букеты: история создания студии от флориста

В конечном счёте сёстры начали проводить платные групповые занятия, посвящённые общению с духами, а те, кто не имел возможности посещать их, пытались разработать собственные подходы. Особенно это было непросто, поскольку опыт сестёр казался уникальным: только у них духи, по всей видимости, спокойно являлись при дневном свете и с готовностью вступали в контакт, отвечая на вопросы посредством условных ударов, обозначающих «да» и «нет».

Проводимые последователями спиритические сеансы либо не давали никаких результатов, либо эффект проявлялся исключительно в помещениях с недостаточным освещением. В те годы найти тёмное помещение в любое время суток было гораздо проще, чем светлое.

При освещении удавалось воспроизвести лишь метод, который Кейт Фокс начала использовать уже в зрелом возрасте: автоматическое письмо. Это тип коммуникации, при котором рука медиума, находящегося в состоянии транса, якобы овладевается духом усопшего – и таким образом отвечает на вопросы, делает откровения живым родственникам или… наносит проклятия. При этом сравнить почерк руки медиума и вызываемого человека оказывалось невозможным: поскольку в трансе медиум начинал писать неровно и размашисто, а начертание букв всем ставили одинаково.

Мэгги Фокс оставила занятия спиритизмом после заключения брака. Её избранник открыто осуждал это увлечение, считая его обманом и использованием людей.

После смерти мужа Мэгги вновь занялась своим прежним ремеслом, пока однажды не решила публично раскрыть тайну стуков. У неё и её сестёр были необычные пальцы ног, позволявшие им легко щёлкать суставами больших пальцев, создавая звук, напоминающий стук. Одни люди были возмущены её разоблачением, другие не поверили ей и решили, что Мэгги сама себя подставила, действуя под влиянием священников (после замужества она стала глубоко верующей католичкой).

Позднее сама Мэгги утверждала, что её вынудили «признаться», однако возможности исправить ситуацию уже не было. Репутация Слэв Фокс пошла на спад; те, кто ранее оказывал им поддержку, оказались богатыми и влиятельными людьми, отдалились. Все три сестры скончались в бедности, при этом страдая от алкогольной зависимости. Наиболее удивительным моментом в этой истории является то, что в 1904 году в доме, где они впервые заявили о контакте с духом погибшего разносчика, обнаружили замурованный в стене скелет, скорее всего мужской. Звали ли его Чарльзом, установить невозможно.

Как установить контакт с духами, избегая при этом нежелательного внимания со стороны специалистов в области психического здоровья

Не каждый мог производить звуки, напоминающие щелчки пальцами, поэтому медиумы – как энтузиасты, так и те, кто, подобно Фоксу, начал взимать плату за свои выступления – придумали другие методы установления контакта с духами. Многие из этих способов были систематизированы в «Книге медиумов», созданной французским спиритуалистом Аланом Кардеком. Её публикация в 1961 году вызвала широкий резонанс. По тем временам, объём продаж был чрезвычайно велик – книга распространялась в больших тиражах.

Со временем к его предложениям добавлялось не так уж много.

Первое правило, установленное Кардеком, заключалось в том, что спиритические сеансы следует проводить в вечернее или ночное время суток при приглушенном освещении. Считалось, что как духи, так и медиумы плохо переносят яркий свет. Некоторые последователи Кардека иногда проводили сеансы и днём, но при этом принимали все предосторожности, чтобы избежать наличия электрических ламп, которые можно было бы быстро включить, или штор, которые можно было бы легко отдернуть. Они утверждали, что духи, задетые невниманием к их удобствам, которое может проявить кто-то из присутствующих из озорства, способны нанести ощутимый вред.

Читать:  Как американцы узнали, что усыновили взрослую женщину — или убедили в этом

Кардек указывал, что оптимальное количество участников на спиритических сеансах, включая медиума, не должно превышать пяти человек. Большинство приверженцев спиритизма следовали этому предписанию, однако некоторые игнорировали его в погоне за финансовой выгодой – ведь стоимость сеанса для группы из десяти человек была вдвое выше, чем для группы из пяти, что делало разницу весьма заметной.

В некоторых случаях дух мог вселяться непосредственно в медиума, при условии, что тот выстраивал прочную связь с потусторонним миром. В таком случае медиум начинал говорить голосом, не своим – у одних это был лишь низкий, басовитый гул для передачи любой информации из мира духов, у других духи использовали вполне обычные человеческие голоса, причем разные… Это зависело от способностей медиума. Кроме того, дух мог управлять рукой медиума, чтобы тот записывал послания карандашами (обычно для автоматического письма чернильные ручки не применялись).

Перед проведением сеанса медиум обычно предупреждал о недопустимости случайного вызова духов. Необходимо быть уверенным в том, что обращенный человек уже умер, иначе через медиума может войти любой другой дух – и, возможно, недоброжелательный. Если же был вызван некий «любой дух» или «дух местности», то требуется установить его имя, прежде чем задавать вопросы.

Дух, названный по имени, укрощён.

Всем находящимся в помещении необходимо соблюдать положение сидя, порой – держась за руки. Любой, кто преждевременно разорвёт цепь или встанет, может нарушить связь с иным миром или, опять же, спровоцировать гнев призрака. Помимо этого, дети не допускались на сеансы. Наконец, если общение с духом происходит самостоятельно, без участия признанного медиума, не рекомендовалось находиться в одиночестве – это может быть опасно.

Дух был способен воздействовать на физические объекты, вызывая их колебания и звуки, и, крайне редко, даже перемещая их на небольшое расстояние. На проявлении этих сил базировалась практика столоверчения. На самом деле, столоверчением обозначали два различных действия, при этом ни разу стол не вращался. В одном случае вызванный дух заставлял стол подпрыгивать, наклоняться и возвращаться на прежнее место, сопровождая эти движения звуками, которые можно было интерпретировать, предложив духу определенный код (например, один стук – «да», два – «нет»). Стоит отметить, что с помощью стука часто предупреждали духа о своём уходе.

При другом методе спиритических сеансов применялось блюдце с чёрной стрелкой, прикреплённой к одному из его краев. Оно располагалось донышком вверх на большом листе картона или заранее приобретённой доске, на поверхности которой были размещены буквы алфавита и варианты ответов «да» и «нет» согласно определённой схеме. В процессе сеанса стол начинал дрожать, и вместе с ним колебалось и блюдце, указывая то на одну область доски, то на другую.

Со временем блюдце стали заменять нитью, которую держал медиум. На конце нити покачивалась большая игла. Когда медиум впадал в транс или устанавливал контакт с потусторонним миром, игла начинала указывать то на определенную часть тела ребенка или на карточку с буквами (известную как уиджа), то на другую, таким образом, дух передавал свои ответы.

В начале двадцатого века духи стали проявляться через физиологические отверстия медиумов (разумеется, только приличных) в форме эктоплазмы, что вызывало у участников сеанса чувства ужаса и отвращения… Подобно тому, как и желание вновь посетить сеанс. В конечном итоге все случаи выделения эктоплазмы были объяснены использованием тончайших светлых тканей, которые заранее прятали во рту или возле ушей, в волосах.

В некоторых случаях для создания эффекта свечения использовались различные приёмы.

Иногда духи, словно подтверждая своё существование, воздействовали на музыкальные инструменты – чаще всего на специально подвешенный колокольчик, хотя оригиналы использовали самые разные предметы на спиритических сеансах. В иных случаях их поведение становилось агрессивным, особенно если медиум, по мнению наблюдателей, являлся слишком открытым каналом. Так, на сеансах Яна Гузика, поляка, проводившего их в Москве и Санкт-Петербурге, духи наносили удары участникам и ломали мебель.

Читать:  Съемки сериала «Вампиры средней полосы»: кровь, спецэффекты и множество насекомых

Спиритизм в России

В России не было ярко выраженной моды на общение с духами и на методы, которыми это осуществлялось. Столоверчение, к примеру, получило широкое распространение, и им увлекались даже крестьяне – то с полной серьёзностью, то ради забавы. Речь, конечно, идёт о первом значении – когда при вызове духа стол начинает подпрыгивать и стучать об пол.

Дмитрий Менделеев, выдающийся российский химик, проявлял большой интерес к спиритизму. Он учредил Комиссию для изучения явлений, связанных с медиумами. Эксперименты этой комиссии с медиумами активно освещались в прессе, что постоянно поддерживало интерес к спиритизму и способствовало его распространению. На одном из заседаний комиссии присутствовал и Достоевский. Он пришел к выводу, что все эти сеансы – проделки чертей.

В России издавался еженедельный журнал, посвященный паранормальным явлениям, под названием «Ребус». Как следует из его названия, изначально, в 1881 году, он был ориентирован на различные головоломки, однако вскоре переключился на более прибыльную и привлекательную для читателей аудиторию, в отличие от поклонников шарад и логических задач. В истории о «Ребусе» нашел отражение Антон Чехов в своем коротком рассказе «Беседа пьяного с трезвым чёртом». В этом рассказе чёрт жаловался на отсутствие работы – некого сбивать с пути, поскольку никто этим больше не интересуется, и сообщил, что из-за безделья устроился в «Ребус», как и многие другие черти.

В 1948 году в Советском Союзе были преданы суду участники спиритического сеанса, которые пытались вызвать духов Троцкого и Надежды Аллилуевой и узнавших от духа Ленина, что Сталин далеко не гений. Несмотря на специфический набор духов, с которым общались подсудимые, ни один из них по жизни не был связан с политикой. Бывший фронтовик Илья Горбань сорока четырёх лет прочёл почти случайно «Книгу духов» всё того же Алана Кардека (предшествующую «Книге медиумов») и решил провести сеанс. А там уж понеслось…

В спиритическом кружке присутствовало всего четыре участника: Илья, его сестра и две сотрудницы местной библиотеки, одна из которых вызывала у Ильи чувства влюблённости. Именно вторая из них донесла информацию до властей. Горбань был приговорён к 25 лет заключения в лагере, женщины – к 10 лет лишения свободы.

По мнению исследователей детской культуры, вызов Пиковой Дамы и Матного Гномика (Гномика-Матерщинника) является прямым отголоском спиритических сеансов, проводившихся в начале двадцатого века. На более формальных спиритических сеансах до сих пор наиболее часто вызывают Пушкина. По преданиям, он отвечает бранью, не уступающей Гномику-Матерщиннику. Устал!

Похожие статьи
Галерея постов